Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии: Мы — род христиан православных
— Ваше Блаженство, позвольте от редакции газеты «Церковный вестник» и Издательского Совета Русской Православной Церкви поздравить Вас с избранием Предстоятелем автокефальной Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Мы высоко ценим то внимание, которые вы уделяете нам. Нам известно, что сейчас Вы наносите визиты Предстоятелям поместных Православных Церквей, свидетельствуя о единстве православного мира. Каким Вы видите это единство, и как его достичь?
— Основой единства православного мира во все времена было, есть и будет наше евхаристическое общение. Мы должны тщательно заботиться о том, чтобы оно не прекращалось. И я рад, что в качестве нового Предстоятеля автокефальной Православной Церкви Чешских земель и Словакии могу назвать это своей первой задачей. В центре программы моих визитов в братские Церкви всегда находится Божественная литургия.
Конечно, мы испытываем ряд очень сложных проблем, которые связаны с состоянием современного общества, но я бы хотел заявить: наша Церковь — славянская Церковь. Я — чех, славянин. Чехи сегодня во многом потеряли свою славянскую идентичность. К сожалению, есть те, кто этого совсем не понимают и стремятся на Запад.
Римо-католическая Церковь пришла к нам после изгнания учеников свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, после падения Сазавского монастыря и выдворения из него монахов-славян. Этот монастырь играл важную роль еще в XII веке. Там трудились монахи, которые изучали и писали книги на славянском языке, общение между Киево-Печерской лавры и Сазавским монастырем было очень тесным.
Поэтому и гуситское движение было во многом обращено к Востоку. Запад утратил понимание роли Евхаристии, но из остатков своего «восточного» опыта гуситы помнили, что св. Евхаристия важна. И даже символом гуситского движения была избрана чаша. В конечном итоге гуситская церковь могла объединиться с Константинопольским Патриархатом. Но этого не случилось, так как в эти годы Константинополь был взят мусульманами. Мы оказались в сложном положении.
Потом наступила рекатолизация, и почти 300 лет нашему народу не разрешали принадлежать ни к какой вере, кроме римо-католической. Но и в течение этих годов чехи не забывали о том, что они — славяне.
Историческая правда заключается в том, что без сотрудничества наших политиков с Российской империей не было бы Чехословакии, не было бы нашего самостоятельного государства. Наш первый премьер-министр был православным. Первые политики, например Франтишек Сладковский, были крещены в Санкт-Петербурге. Первый храм Св. Николая в Праге тоже окормляли русские посольские священники из Вены, поскольку православное богослужение не разрешалось иначе, как через посольство.
Но в начале XX века, после падения Австро-Венгрии, при переписи населения выяснилось, что три тысячи чехов — православные. Потом их становилось все больше и больше. А после Второй мировой войны во всей Чехословакии без Закарпатья православие исповедовали почти 250 000 человек, объединенные в четыре епархии. Наша духовная мать — Русская Православная Церковь стремилась объединить все юрисдикции, так как на нашей территории были храмы Вселенского и Сербского Патриархатов. Все эти течения путем свободного решения объединились под началом Московского Патриархата. И мы благодарны Русской Православной Церкви за это.
— Ваше Блаженство, чему были посвящены Ваши переговоры с Патриархом Московским и всея Руси Алексием?
— Одна из главных тем — это развитие подворий, потому что подворья — это выражение близких отношений между нашими Церквами. Сегодня в Праге есть подворье Русской Православной Церкви, и в Москве — подворье Церкви Чешских земель и Словакии. Я очень рад, что между Прагой и Москвой существует такой «духовный мост».
В настоящий момент своего оформления у нового Чешского государства ждет подворье в Карловых Варах, поскольку у старого государства была иная точка зрения на вопросы взаимоотношения Церквей. Мы все еще ждем регистрации храмов и решения других юридических вопросов. К сожалению, у нас очень развита бюрократия. Чиновники говорят «будет-будет», но ничего не решается.
Например, жителям Праги очень нужен новый храм. Участок вроде бы выделен, четыре года тому назад президент и мэр города подтвердили, что мы обо всем договорились. Но бумаг у нас так и нет, чиновники очень медленно работают. Очень жаль, потому что в Праге много православных, а храмы маленькие. Так мы потеряем людей, их переманят к себе сектанты.
Когда я служил в Успенском храме на Рождество, храм был полон людей, им было очень тесно. Двери храма были открыты, на лестнице стояли человек 10—20, богослужение транслировалось на улицу. Но на улице дождь, так долго не выстоишь, тяжело. И тут появляются сектанты и говорят: «Давайте к нам, у нас пустой храм, там тепло, то же Евангелие читается, есть проповеди»... Так мы можем потерять своих русскоязычных прихожан. Поэтому нам так необходимо построить новый храм.
— Сегодня Прага — это одна из «русских столиц» Европы. В город из России приезжают не только туристы, но и предприниматели, и артисты, и эмигранты последней волны. Они составляют значительную часть Вашей паствы. Известно, что у миссионерской и пастырской работы с местным населением — одни особенности, а у работы с теми, кто приехал из России, — другие. Расскажите об этом подробнее. Есть ли у вас русскоговорящие священники?
— Эту проблему мы тоже обсуждали со Святейшим Патриархом Алексием. Его волнует судьба соотечественников, которые проживают за рубежом. Святейший Патриарх подробно расспрашивал о наших традиционно русских приходах. Сегодня их три. Николаевский приход, которому уже более 100 лет, Успенский русский приход, ему 80 лет, и новый приход св. вмч. Георгия при посольстве Российской Федерации. Везде священники русские. Соотечественники могут обращаться к ним в любое время. Игумен Сергий, который прибыл к нам из Иерусалима, обладает большим опытом и с любовью относится к прихожанам. Он помогает не только тем, кто работает в посольстве, но и всем, кто к нему приходит. На подворье тоже служат русские священники.
Есть некоторые проблемы с малороссами, которые приезжают с Западной Украины, русинами. У них теперь тоже есть свой приход. Владыка Онуфрий, о. Николай и несколько других священников опекают тех, чья родина — на Восточной Украине. Мы открываем приходы везде, где есть украинцы — в Пржибраме, в городе Млада Болеслав, где находится известный автомобильный завод Шкода. В этом отношении нам предстоит еще много работы.
Мы открыли женский монастырь неподалеку от Карловых Вар, с украинскими монахинями. О. Онуфрий является духовником монастыря. Есть у нас скит недалеко от Карловых Вар, к нему стекаются издалека с просьбой помолиться и помочь духовно. Мы приходим туда, где живут православные, и приглашаем к ним священнослужителей из Украины и России.
У нас проживают и сербы, у них служат два священника. Есть болгарский священник. Проживают румыны — есть румынский приход, возглавляемый игуменом. Наша поместная Церковь на своей исторической территории создала «домашние» условия для всех православных. И мы собираемся раз в год в Карловых Варах в день Торжества Православия со всеми священнослужителями из разных поместных Церквей. Вместе служим и молимся, и с нами даже молится один священнослужитель из цыган.
Некоторое время назад мы создали первую общину для православных цыган. Цыган на Западе очень много, 80% из них — православные. Община получилась очень живая, активная. Я часто повторяю, чтобы все знали, мы — род христиан православных. Поэтому наша Православная Церковь в Чешских Землях и Словакии — не чешское православие, не словацкое православие, а святое православие на исторической земле, где трудились свв. Кирилл и Мефодий.
С нашей территории свет Евангелия воссиял на славянском языке во всем славянском мире. Поэтому наша задача — сохранять наследие свв. Кирилла и Мефодия, передавать его местным жителям, которые, к сожалению, потеряли свою духовную идентичность. Но мы надеемся ее восстановить, потому что количество православных по всей стране увеличивается с каждым днем. Теперь мы четвертая по численности религия в стране.
Раньше все думали, что в Чехии и Словакии православных быть не может. Слава Богу, что есть поддержка со стороны Святейшего Патриарха Русской Православной Церкви. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром, с епископом Мукачевским и Ужгородским Агапитом, с архиереями Польской Церкви. Их судьба похожа на нашу, они тоже живут среди католиков.
Можно сказать, что наша Церковь занимает достойное место в жизни Чехии и Словакии. Мы говорим правду о ситуации: современному человеку не хватает веры. Запад теряет веру, эта же потеря грозит и нам. Православие — это глубина. Другие конфессии — протестанты, римо-католики — традиционно связаны с политикой. Это народу не нравится. Наши люди хотят иметь чистую веру, без политических примесей. От нас ожидают, что Церковь будет чистой, серьезной, без нунциев, Ватикана, церковного имущества. Мы видим, как предствители других конфессий постоянно обсуждают вопросы о церковном имуществе, а наш народ не привык к этому. Церковь — это духовное просвещение. И мы рады, что члены нашей Церкви заботятся именно об этом.
— Как у вас складывается ситуация с преподаванием религии в государственных школах?
— Религию можно преподавать во всех школах за счет государства, но, конечно, факультативно, по воле родителей. Наши политики понимают, что потеря христианской системы ценностей ведет к потере гражданского самосознания, а с этим шутки плохи.
— Какие знаменательные события будут отмечаться Вашей Церковью в этом году?
— Мы надеемся, что с Божией помощью будем праздновать этим летом 110 лет со дня освящения русского православного храма Петра и Павла в Карловых Варах. На этот юбилей мы приглашаем делегацию Русской Православной Церкви. Десять лет назад, когда отмечалось 100-летие храма, торжества возглавлял Блажненнейший Дорофей, а во главе делегации Русской Церкви был покойный митрополит Питирим. Я надеюсь, что к лету наше государство закончит оформление всех документов, и торжества состоятся уже на новом подворье Русской Православной Церкви.
29 сентября мы будем отмечать память св. Людмилы, княгини Чешской, мощи которой покоятся в храме св. Георгия Победоносца в Пражском кремле. Святая Людмила является одним из символов Чешского государства. В канун дня ее памяти, 28 сентября, будет совершаться Божественная литургия, также состоится молебен с акафистом святой покровительнице Чехии. В этот день в Праге соберутся для совместной молитвы православные не только из Чехословакии, но и из России, Украины, Болгарии, Польши, потому что все мы — род христиан православных. И мы хотим показать миру, что с Востока — спасение.
Беседовал Сергей Чапнин
|