Слово Патриарха Московского и Всея Руси Алексия на презентации “Православной энциклопедии” в Томском университете
Неслучайно университеты и другие высшие учебные заведения с древних времен именовали “храмами науки”. В приобщении человека к истинному знанию есть, несомненно, сакральный смысл естественного богопознания, т.е. познания мира, как говорят святые, через “следы Бога” в тварном мире, через выявление и уяснение закономерностей всего, что окружает нас. Познавая окружающий нас мир и находя в нем закономерности, физик испытывает священный трепет перед совершенством атомарного мира, а астрофизик — перед непостижимостью масштабов космоса. И не случайно многие из выдающихся ученых прошлых веков и современности являются верующими людьми. Наука не противоречит вере, напротив, вне веры не может быть науки. Допущение в математике аксиомы разве не является своеобразным актом веры, раскрывающим религиозный характер научного познания мира? Вера предшествует знанию или знание вере? Эта проблема волновала еще блаженного Августина. Продолжает волновать она умы и современных мыслителей.
Российские традиции высшего светского образования насчитывают уже несколько веков. В Томске уже 124 года существует университет. Известно, что в начале XX века в церковной среде обсуждалась возможность открытия в Томске пятой в России духовной академии, которая должна была стать второй после Казанской миссионерской духовной академией. Но события Первой мировой войны и революция 1917 года не дали осуществиться благородному намерению томичей. Возможно, новый XXI век внесет свои коррективы. И это зависит не только от местной церковной власти.
Систему духовного образования многое роднит со светской системой высшего образования. У нас долгая история взаимоотношений. До революции профессора духовных академий преподавали в университетах, а преподаватели университетов работали в духовных академиях и семинариях. Даже реформирование духовных и светских учебных заведений происходило в одно и то же время. Конечно, у духовных и светских учебных заведений оставались свои традиции, свои правила внутренней жизни и развития, но эти традиции и правила не были враждебными друг другу.
Стоит вспомнить, что сама система светского образования и на Западе, и в России вышла из системы духовного образования. В этом смысле духовная высшая школа и университет имеют общие корни. Об этом не стоит забывать.
Наконец, мы обязаны помнить, что именно в стенах духовных и светских учебных заведений воспитывается наша молодежь, те, кому в этом столетии предстоит учиться и учить, делать открытия и управлять государством, совершать церковное служение и служение государственное. Из этих стен выйдут будущие ученые, государственные деятели и преподаватели вузов. Но если в основании образования не будет духовного воспитания, если плодами образовательного процесса явятся циники и нигилисты — грош цена такому образованию и незавидна участь государства, готовящего себе такую смену.
Сегодня мы являемся свидетелями и участниками отрадных процессов преодоления средостения между светской и духовной системами образования. Мы видим, как появляются успешные совместные церковно-научные проекты, одним из которых является “Православная энциклопедия”.
Хочу вам напомнить, что первая попытка издать православную энциклопедию предпринималась еще в начале прошлого века, но последовавшие вскоре революционные события не позволили вывести это издание за пределы буквы “К”. Вторая попытка предпринималась уже в 60-е годы, но также не увенчалась успехом.
Современный церковно-научный проект “Православная энциклопедия” стала примером успешного диалога и сотрудничества Церкви, государства и общества. В настоящее время издание “Православной энциклопедии” осуществляется под личным патронатом Президента РФ В.В. Путина и попечением Российского государства. И это лучшее свидетельство того, что время конфронтации и взаимного недоверия Церкви и общества миновало. Наступает период общего служения делу возрождения нашего Отечества.
Мне особенно приятно отметить, что в этом году “Православная энциклопедия” получила статус учебного пособия для студентов светских учебных заведений, специализирующихся в области истории, искусствоведения и теологии.
Действительно, “Православная энциклопедия” представляет собой уникальное издание, которое по своей полноте становится в один ряд с лучшими зарубежными энциклопедическими изданиями не только церковного, но и светского характера. “Православная энциклопедия” – это не только прекрасно иллюстрированное издание, но и систематический свод знаний по всем отраслям церковной жизни, а также по основным вопросам государства, права, политики и культуры. Соединение цельного православного мировоззрения с последними достижениями гуманитарной науки и естественнонаучных знаний придают данному духовному изданию поистине универсальный характер. В работе над энциклопедией объединяются усилия крупнейших богословов и выдающихся ученых-мирян, как отечественных, так и зарубежных.
Особо подчеркну, что “Православная энциклопедия” является единственным и потому уникальным проектом Вселенского Православия, в котором объединяются усилия всех поместных Православных Церквей. И в этом нам видится особая объединяющая роль Русской Церкви в современном православном мире.
Предполагается, что будет издано 25 томов “Православной энциклопедии”. Уже вышел в свет том, посвященный Русской Православной Церкви, а также три алфавитных тома. Сейчас в Церковно-научном центре идет интенсивная работа над четвертым алфавитным томом, который должен быть сдан в печать уже в конце июня. Весь же церковно-научный проект планируется завершить в 2012 году.
Хочу отметить, что Центр “Православная энциклопедия” — это не только церковно-научный издательский проект, но и создание на базе “Православной энциклопедии” целого ряда других проектов.
Церковно-научным центром ведется и обширная научно-методическая работа. Создан агиографический центр, который учрежден для исследования и научного издания житий русских святых. Кроме того, на базе Центра “Православная энциклопедия” создан церковно-научный архив, где уже сегодня хранятся и изучаются сотни ценнейших свидетельств православной истории XIX-XX вв.
Сегодня Церковь идет навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой и религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений. Именно формирование православного миросозерцания и нравственного образа жизни в современном российском обществе Церковь считает сегодня своей важнейшей задачей.
|