№ 12-13 (241-242) июнь 2002 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Обращения и Послания Патриарха

  1. В Церковные периодические издания.
  2. Пслание участникам торжеств, посвященных 10-летию Освященного Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви.
  3. Послание участникам международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура»


Сердечно благодарю всех вас, дорогие братья и сестры, за ваши поздравления и благопожелания, устно и письменно высказанные в мой адрес по случаю дня моей Патриаршей интронизации.
Ваши труды, любовь, внимание и молитвенная поддержка на протяжении этих нелегких двенадцати лет всегда помогали и ныне помогают мне совершать ответственное служение Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Взаимно желаю каждому из вас в крепости душевных и телесных сил благоуспешно трудиться на месте вашего служения, с любовью исполняя принятые на себя обязательства и помогая ближним, с которыми вы вместе идете одной дорогой жизни.
Божье благословение да пребывает со всеми вами!

АЛЕКСИЙ,
Патриарх Московский и всея Руси


17 июня 2002 года Святейший Патриарх Московский Алексей II направил послание Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви, участникам торжеств, посвященных 10-летию Освященного Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в городе Харькове, 27—28 мая 1992 года.

Ваше Блаженство, возлюбленные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас со знаменательной исторической датой - 10-летием Харьковского Архиерейского Собора.
Харьковский Собор стал поистине важной вехой в истории Украинской Православной Церкви, явился подлинным выражением духа соборности Церкви, зримым примером действия Промысла Божия.
И в этом отношении Харьковский Собор схож с древними Соборами Православной Церкви, когда под водительством Духа Святого также принимались судьбоносные решения, выносились важнейшие определения по основополагающим вопросам церковной жизни.
Участники Харьковского Собора в полной мере исполнили свой архипастырский долг. Находясь в трудных обстоятельствах, они не уступили внешнему давлению, сохранили верность каноническому строю Церкви, защитили единство святого Православия. Успешная реализация решений Собора стала возможна благодаря их полному пониманию со стороны значительного большинства клира и верующих, которые поддержали своих архипастырей и, несмотря на серьезные испытания, выпавшие на их долю, сохранили верность Матери-Церкви.
В неразрывном единении епископов, священнослужителей, монашествующих и мирян, единства в любви ко Христу и святой Его Церкви мы видим залог благосостояния и процветания Православия на украинской земле. Да дарует Господь зело возлюбленным и дорогим Нашему сердцу чадам Украинской Православной Церкви, и далее, по слову апостола, пребывать единомысленными между собою во Христе Иисусе (Рим. 15. 5).
В дни настоящих церковных торжеств подобает особо отметить ревностные труды и служение единству Церкви, которые несет на протяжении уже десяти лет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, избранный на Харьковском Соборе Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
В годы предстоятельства Блаженнейшего митрополита Владимира Украинской Церкви пришлось встретиться со многими скорбями и испытаниями, но никакие силы не смогли воспрепятствовать ей в осуществлении главной миссии спасительного свидетельства о Господе нашем Иисусе Христе.
Митрополит Владимир для многих стал примером для подражания, евангельским образом своей добродетельной жизни, молитвой и назидательным словом вдохновляя собратьев-архипастырей, воспитывая духовных чад, убедительно свидетельствуя внешним о немеркнущей красоте Святого Православия.
Благодаря мудрому руководству своего Предстоятеля, усилиям и трудам архипастырей, клириков и благочестивых мирян, Украинская Православная Церковь все эти годы, несмотря на значительные трудности, возрастала и духовно укреплялась. Взирая на ее нынешнее состояние, Мы радуемся тем добрым и взаимоуважительным отношениям, которые сложились между Украинской Православной Церковью и государственным руководством Украины на благо возлюбленного украинского народа.
Участники воспоминаемого ныне Харьковского Собора сохранили верность Священному Преданию и духу Православной Церкви. Будем же всегда исполнять слова апостола Павла: «Братья, стойте и держите предания» (2 Фес. 2. 15).
Всещедрый Господь да дарует Свою благодатную помощь в дальнейшем возрастании и укреплении Святой Украинской Православной Церкви, пребывающей в молитвенном единении с Церковью Русской и всей Полнотой Вселенского Православия. Покров Царицы Небесной, молитвенное заступничество преподобных Антония и Феодосия и прочих Киево-Печерских чудотворцев, преподобного Иова Почаевского и всех святых угодников Божиих, подвизавшихся в пределах боголюбивой Украины, да пребудет со всеми нами.

АЛЕКСИЙ,
Патриарх Московский и всея Руси


Сердечно приветствую Вас, досточтимые участники международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», проходящей в рамках федеральной программы празднования 1000-летия Казани!
Волго-Уральский регион не случайно сегодня приковывает к себе самое пристальное внимание. Эта часть нашего многонационального Отечества уникальна прежде всего своим колоссальным историческим и культурным опытом, который в настоящее время, как никогда, востребован обществом. На протяжении столетий здесь, на границе Европы и Азии, на перекрестке цивилизаций, мирно уживались и сосуществовали различные народы, культуры, религии. Несмотря на огромные потрясения, которые принес ХХ век, несмотря на те проблемы, с которыми человечество входит в век XXI, Поволжье и Урал были и остаются удивительным очагом стабильности и миролюбия.
Одним из важнейших компонентов богатейшего этно-культурного комплекса, который сложился в Волго-Уральском регионе, издревле было христианство. Памятники христианской письменности IX—X вв. сообщают о том, что на территории Хазарского каганата проповедовал и крестил святой равноапостольный Константин-Кирилл, также просветивший светом Христовой веры и славянские народы Восточной Европы. Христианство продолжало существовать в этом регионе и позднее. О том, сколь глубоко евангельские идеалы проникали в сердца волжских христиан, наиболее ярко свидетельствуют мученичество св. Авраамия Болгарского, жившего в первой половине XIII столетия, иноческие подвиги преп. Дионисия Суздальского, основавшего в XIV веке первый монастырь в Нижнем Новгороде — Печерский, и преп. Макария, положившего начало другой славной обители — Желтоводской.
Православие играло значительную роль в истории и культуре Золотой Орды. В этой связи можно вспомнить имя хана Сартака, сына Батыя, который был христианином и побратимом св. благоверного князя Александра Невского. Уже во второй половине XIII века появляется в Поволжье первая епископская кафедра — Сарайская, которая окормляла православных верующих Золотой Орды, оказывая большое влияние на культурную и общественно-политическую жизнь волжского региона. Особенно хочется подчеркнуть, что православные миссионеры всегда действовали в Поволжье мирным путем, избегая насилия и никого не принуждая к перемене веры. Подобные методы принесли большие успехи: уже в средневековый период мы видим среди обращенных в православие представителей монгольской знати и даже ханской семьи, таких, например, как великий подвижник веры Христовой — св. царевич Петр Ордынский. Среди фамилий, оставивших выдающийся след в истории нашего Отечества, достойны упоминания князья Юсуповы, Мещерские, Урусовы, Тенишевы, бояре Годуновы, Сабуровы, дворяне Давыдовы, Карамзины, Аксаковы и многие другие потомки знатных монголо-татарских родов, принявшие православие.
Особенное значение приобретает православие в Волго-Уральском регионе после его вхождения в состав Российского государства в XVI столетии. Казань становится крупнейшим христианским центром, здесь основывается архиепископская, а затем и митрополичья кафедра, создаются монастыри — Спасо-Преображенский, Богородицкий и Зилантов в Казани, Успенский и Троицкий в Свияжске, Раифский и многие другие, которые служат не только местом подвига иноков, но и важнейшими просветительскими центрами края. Плодотворная культурная деятельность Казанской епархии, ее святителей-подвижников — Гурия и Германа Казанских, Варсонофия Тверского, митрополита Ермогена, будущего патриарха всея Руси, мученика за веру, митрополита Ефрема — все это значительно обогащает церковно-историческое наследие Поволжского края. Эта традиция получила дальнейшее развитие и в синодальный период русской церковной истории. Казанская духовная академия и Казанский университет в продолжение XIX — начале XX вв. были для России символами высочайшего уровня науки, как светской, так и духовной, процветавшей в этом крае.
К сожалению, бури и потрясения ХХ столетия не обошли стороной и эти земли, как и все наше Отечество. Но даже среди испытаний минувшего века проявился тот великий духовный потенциал, который был накоплен в Поволжье и на Урале предшествующими поколениями и который стал основой подвига новомучеников и исповедников российских, таких, как священномученики Кирилл Казанский и Амвросий Свияжский, как иноки-новомученики Раифские, как тысячи других страдальцев за веру, явленных и неявленных. Промыслом Божиим Уральские горы навеки были освящены кровью святых царственных страстотерпцев, мученически окончивших здесь свой земной путь.
Закономерно, что, имея таких молитвенников, священная земля Волги и Урала сегодня возрождается для духовной жизни. Вновь освящаются храмы и монастыри, открываются духовные школы. Оживают и традиции, испокон веков присущие этому краю. Прежде всего это терпимость, добрососедское сосуществование народов и религий, благожелательное отношение друг к другу.
Отрадно, что воскресает и традиция тесного соработничества Церкви и науки, всегда так ярко и плодотворно проявлявшаяся в Волжско-Уральском регионе. С большим удовлетворением мы наблюдаем сегодня, как светские ученые приходят в духовные учебные заведения Казани, Екатеринбурга, Уфы и других городов, чтобы помочь поднять образовательный уровень этих школ. Примером не менее успешного сотрудничества служит деятельность региональных представительств Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», осуществляемая в Казани, Нижнем Новгороде и Волгограде, где светские и церковные ученые имеют возможность сообща трудиться над подготовкой уникального издания энциклопедии.
Приветствуя открывающийся в Казани научный форум и призывая на его участников Божие благословение, хочу пожелать всем успешной и плодотворной работы, которая в равной степени поможет обогатить и нашу науку, и нашу духовную жизнь. Сегодня, когда мы возрождаем наше Отечество после долгого периода лихолетья, нам, как никогда, важно углубиться в историю, осмыслить опыт предшествующих поколений. Без этого, как и без твердого основания веры, невозможно создать здоровое общество, имеющее твердые нравственные ориентиры
.

АЛЕКСИЙ,
Патриарх Московский и всея Руси

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008



№ 13-14(386-387) июль 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008




№ 20 (393) октябрь 2008




№ 21 (394) ноябрь 2008




















№ 20 (393) октябрь 2008




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика