Слово Святейшего Патриарха Алексия на Годичном Акте
Ваше Высокопреосвященство, Владыка ректор, собратья архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые гости!
Сердечно поздравляю членов профессорско-преподавательской корпорации, наставников, сотрудников, студентов Московских духовных школ и всех, собравшихся здесь сегодня на торжественное собрание, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы — престольным праздником храма Московской духовной академии.
Для меня всегда большой радостью является присутствовать на годичном акте Московской духовной академии. По традиции именно на нем подводятся итоги ушедшего учебного года, обозначаются задачи на будущее. Присутствие Предстоятеля Церкви на этом собрании — не просто внешняя дань торжеству, но свидетельство того, что духовное образование является важнейшим приоритетом для священноначалия Русской Православной Церкви. Мы ясно осознаем, что от того, каким будет духовное образование, от того, каких выпускников будет готовить Духовная школа, в определяющей степени зависит облик нашей Церкви в ближайшие десятилетия. Сегодня немало говорится о необходимости совершенствования церковной жизни, миссии и служения. Но ключ для решения этой задачи в конечном итоге находится именно здесь — в сфере духовного и религиозного образования.
Убежденность в том, что эффективность исполнения Церковью врученной ей Богом миссии напрямую зависит от состояния образования в Церкви в широком смысле, подвигла нас к началу реформы Духовной школы.
Реформа потребовалась не потому, что изменились задачи духовного образования. Они остались прежними: готовить достойных священнослужителей. Реформа вызвана тем, что принципиально изменилась историческая ситуация, в которой сегодня Церковь призвана нести свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию. Это означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Церкви в данный исторический момент ее земного бытия.
Сегодня российское общество переживает время значительных перемен. Перед Церковью открываются большие возможности в несении Благой Вести. Церковь не может не принимать участие в формировании российского общества. Именно от нее в немалой степени зависит, будет ли оно разделять христианские нравственные идеалы, или же оно погрязнет в пороке, что приведет в конечном итоге к его саморазрушению. В деле возрождения России огромная роль принадлежит консолидации общества на основе традиционных нравственных ценностей, которые уже более тысячи лет укрепляются в нашем Отечестве Русской Православной Церковью. Но для этого Церкви нужны сегодня высококультурные, эрудированные служители, которые будут в состоянии вести диалог с обществом, которые смогут ориентироваться в общественных процессах и активно влиять на них. Для этого нужно, чтобы они не просто «соответствовали» современному уровню образования и культуры, а превосходили его.
Реформа — не революция, не отмена прошлого как ненужного и устаревшего. Нельзя также свести реформу к внешним, формальным преобразованиям. Она должна сохранить и приумножить все лучшее, что есть в сокровищнице нашего духовного образования. Следует помнить, что церковное свидетельство миру тем актуальнее, чем глубже оно укоренено в церковном опыте и предании. А значит, продвижение реформы вперед возможно только если мы одновременно возвращаемся к корням, к основам церковного предания и церковной жизни.
Получаемое в духовных школах образование — это не свод абстрактных сведений. Это знание того, как Церковь действовала в истории, как решала дисциплинарные вопросы, как отстаивала чистоту веры, как свидетельствовала о Христе, как совершала подвиг мученичества, как при неизменном укреплении от Святого Духа преодолевала все тяготы и невзгоды. Немыслимо и недопустимо чтобы священнослужитель был чужд этой сокровищнице знаний и опыта.
Весь учебный процесс должен основываться на церковном святоотеческом предании. Важно, чтобы богословие не отрывалось при этом от литургического опыта и аскетики. Особое внимание должно быть обращено на самое глубокое изучение Священного Писания. При этом весь учебный процесс должен иметь в виду и миссионерские, апологетические цели.
Завершившийся учебный год стал важным этапом в развитии реформы духовного образования — состоялся первый выпуск в семинариях, перешедших на пятилетний срок обучения.
Разумеется, пока мы еще не можем судить о том, в какой мере осуществлены задачи, поставленные в концепции реформы Духовной школы. Но даже первые результаты реформы весьма и весьма обнадеживают. Уровень подготовленности выпускников семинарий как по церковно-богословским предметам, так и по дисциплинам общегуманитарного цикла стал существенно выше. Особенно ясно это показали вступительные экзамены в духовные академии в этом году — выпускники семинарий, перешедших на пятилетний срок обучения, показали значительно лучшие результаты, чем выпускники четырехлетних семинарий.
Первые положительные результаты не дают нам права считать, что реформа семинарии осуществлена. Мы в начале пути — заложен лишь каркас той системы, которая должна возникнуть в результате преобразований. Необходимо критически проанализировать результаты первого этапа реформы, внести там, где это необходимо, соответствующие коррективы в учебные планы и программы, сбалансировать распределение времени между предметами, неуклонно продолжать совершенствование методической работы.
Следует помнить о том, что Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 17 июля 2001 года поставил ясную задачу: семинарии, продолжая исполнять свою традиционную задачу подготовки священнослужителей, должны осуществлять планомерную работу по достижению статуса государственно признаваемых высших учебных заведений. На сегодня реальной формой такого признания представляется получение государственной аккредитации.
Начавшийся учебный год знаменателен тем, что им начинается второй этап реформы духовного образования — реформа духовных академий. Академия не должна больше дублировать семинарию. Она должна стать научно-педагогическим центром, готовящим церковных ученых, преподавателей духовных школ, сотрудников церковных учреждений. Вводится целый ряд новых дисциплин и спецкурсов. Планируется существенное усиление роли и значения научно-богословской работы в академии. Усиление роли научной работы в академиях, разумеется, не означает того, что духовная подготовка отходит на второй план. Духовное воспитание, научно-богословская работа должны взаимно укреплять и дополнять друг друга в деятельности Академии.
Большое значение имеет координация и взаимодействие научной деятельности Академии с трудами иных синодальных структур — в первую очередь таких, как Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», синодальная Богословская комиссия, ОВЦС МП, — а также развитие контактов с научными учреждениями в России и за рубежом.
Хочу особо обратиться к учащимся: помните, ваша учеба — это не просто ваше личное дело. Это одно из самых ответственных церковных послушаний. Вы — будущее Церкви, ее надежда. Учеба — дело многотрудное, временами скорбное, но могущее принести немалый плод и для вас, и для Святой Церкви. Используйте каждый час для учебы и для духовного возрастания. Время обучения в семинарии — это время воспитания духа, обретения подлинной церковной дисциплины, навыков послушания, время духовного взросления, приобретения опыта молитвы.
Но с сожалением должен отметить, что современные учащиеся, студенты наших духовных учебных заведений, как мне кажется, недостаточно ценят и доверие к ним со стороны Церкви, и те возможности, которые перед ними открываются. Я поступил в Ленинградскую духовную семинарию в середине 40-х годов минувшего столетия, когда после вызванного гонениями 16-летнего перерыва только начинали возрождаться духовные учебные заведения Русской Православной Церкви. И я могу свидетельствовать, сколь велик был энтузиазм учащихся духовных школ того времени, сколь велика была наша благодарность Господу за этот дар — возможность получить богословское образование.
Поэтому я призываю сегодня студентов духовных учебных заведений беречь этот дар, дорожить им и лучше использовать время, данное вам для получения знаний, столь необходимых для последующего самостоятельного служения на церковной ниве.
Второй, решающий, этап реформы духовных школ начинается в год, когда мы празднуем столетие прославления великого угодника Божия — преподобного Серафима Саровского. Это празднование побуждает нас с особой чуткостью отнестись к знамениям времен. Благодарение Богу, мы переживаем один из лучших, с точки зрения внешней свободы и возможностей, период. Конечно, у нас очень много сложностей и проблем. И тем не менее это весьма благоприятное время для укрепления церковного организма, для развития миссии и свидетельства. Будущее сокрыто от нас, и мы не знаем, что принесет оно. Но в любом случае мы знаем, что нам придется дать ответ перед Богом за то, смогли ли мы приумножить данное нам, смогли ли быть достойным нашего призвания, не растратили ли время и данные нам возможности в праздности. Нам следует не предаваться мечтаниям относительно общественного статуса и значения Церкви, а быть реалистами, использовать все имеющиеся возможности, научиться эффективно осуществлять миссию и церковное служение в условиях нынешнего состояния государства и общества. И здесь огромная, если не решающая, роль принадлежит Духовной школе.
Еще раз сердечно поздравляю всех здесь собравшихся с престольным академическим днем и желаю всем учащим и учащимся Московских духовных школ неоскудевающей помощи Божией в нелегких трудах. Да пребудет над большой кельей преподобного Сергия в обители Святой и Живоначальной Троицы Покров и заступничество Матери Божией.
14 октября 2003 года
|