Итоговый документ Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово»
Средства массовой информации играют огромную роль в жизни современного общества. Во многом под воздействием теле- и радиопередач, газетных и журнальных публикаций создается общественное мнение, определяются идеологические приоритеты и жизненные идеалы, формируется личностная система ценностей.
К сожалению, СМИ, которые должны быть объединяющей силой, часто являются источником разделений, пропагандируют безнравственность, порок и насилие.
Обсудив проблемы информационной деятельности Церкви, критерии качества православной журналистики, опыт диалога и сотрудничества Церкви со светскими СМИ, профессиональные проблемы современных периодических печатных и интернет-изданий, теле— и радиопрограмм и многие другие вопросы, участники фестиваля православных СМИ «Вера и слово» отметили следующее:
— в последние годы в России не только восстанавливаются храмы и монастыри, но и возрождаются различные формы церковного служения, в том числе и православная журналистика как одно из важнейших направлений миссионерской деятельности Церкви;
— главная цель православной журналистики — свидетельство об Истине Христовой, однако это свидетельство может быть не услышано, если журналист не владеет «языком», на котором говорит его слушатель, зритель или читатель. Православный журналист в своем миссионерском служении должен руководствоваться словами апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19—23);
— одна из важных задач православной журналистики — обеспечение связи поколений, передачи знаний и традиций, и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как личности, так и общества в целом;
— в своей работе православный журналист должен основываться на вероучительных и нравственных принципах Православия. Он должен всегда помнить слова Спасителя: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36—37);
— наряду с соблюдением общих правил журналистской этики, православный журналист не должен допускать суждений, не согласующихся со святоотеческой традицией, не позволять себе высказываний, способствующих церковному расколу и общественным нестроениям;
— православный журналист не должен избегать актуальных тем, но в их обсуждении должен в первую очередь руководствоваться понятием церковной пользы.
Участники фестиваля выразили тревогу по поводу отсутствия:
— национальной ежедневной общественно-политической и культурно-просветительной газеты, освещающей все стороны жизни России с православных позиций, а также православных телерадиоканалов и общецерковного информационного агентства;
— программ на Центральном телевидении, полноценно освещающих духовную культуру России, ее многовековые традиции, а также рассказывающих о проблемах современной жизни с христианской точки зрения;
— действенных механизмов противостояния антицерковным кампаниям, проводимым в некоторых светских СМИ;
— системы эффективного распространения церковной печати;
— должной информационной базы епархиальных периодических изданий.
Вместе с тем участники фестиваля с удовлетворением отметили:
— возросший интерес государственных и общественных организаций к православным СМИ;
— возникновение новых православных периодических изданий, адресованных детям и молодежи, а также людям, которые еще только ищут свое место в церковной ограде;
— оперативность и действенность православного интернета, в котором за последние пять лет появилось более двух тысяч сайтов.
В качестве первоочередных задач участники фестиваля видят:
— разработку общецерковной информационной концепции;
— создание православных курсов повышения квалификации для журналистов;
— организацию пресс-служб при епархиальных управлениях Русской Православной Церкви в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2004 года. Эти пресс-службы должны координировать работу епархиальной печати, вести диалог с общественными и государственными СМИ, осуществлять информационную поддержку социальных и общественных инициатив Церкви, участвовать в обмене церковными новостями с другими епархиальными пресс-службами, создавать епархиальные интернет-сайты, вести летопись жизни епархий, поддерживать сотрудничество с местными православными общественными деятелями, представителями культурного и научного сообщества;
— преподавание основ журналистики в учебных заведениях Русской Православной Церкви;
— создание зрительских жюри, мнение которых учитывалось бы при продлении и отзыве лицензий электронных СМИ;
— создание социальной рекламы, служащей укреплению духовных и нравственных ценностей.
Участники фестиваля обращаются ко всем сотрудникам православных средств массовой информации, ко всем православным журналистам с призывом сохранять единомыслие, быть ответственными в своем служении Богу и людям, прилагать все усилия для свидетельства об истине Христовой, полагая своим долгом содействие вечной спасительной миссии Церкви.
|