Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании (I часть)
15 декабря 2004 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялось очередное заседание Епархиального собрания города Москвы. В заседании участвовали митрополит Калужский и Боровский Климент, викарные епископы Московской епархии — архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Аркадий (Афонин), Никон (Миронов). Кроме того, присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий. Заседание началось с общей молитвы.
«Церковный вестник» публикует Обращение Святейшего Патриарха в сокращении.
Прошедший год изобиловал многими событиями, как в церковной, так и в общественной жизни. Главным из них явился Архиерейский Собор, проходивший в Москве с 3 по 8 октября сего года, в котором приняло участие около ста пятидесяти архиереев.
На Соборе были обсуждены многие проблемы церковной жизни, возникающие в новых условиях бытия Церкви. Принято «Положение о церковных наградах», «Временное положение о церковном суде», ряд других документов, имеющих общецерковное значение.
Кроме Архиерейского Собора было много и других событий. Мы имели радость встречи с Предстоятелями Александрийской, Сербской, Грузинской и Американской Поместных Церквей. В середине мая мы встречались и вели переговоры с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Лавром и сопровождавшей его делегацией. Эта встреча помогла преодолению трудностей в наших взаимоотношениях и способствовала возобновлению молитвенного общения. Нами была достигнута взаимная договоренность о принесении в Россию мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. 25 июля сего года святые мощи были привезены в Москву, и православные москвичи имели счастье молиться перед ними. Позднее многие тысячи православных людей в других городах и регионах России и в странах СНГ также получили возможность поклониться святыне.
В августе мы имели встречу с главой Лютеранской Церкви Норвегии, а в середине октября — с Верховным Католикосом-Патриархом всех армян Гарегином II.
Дважды мы встречались с делегацией Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером. Во время последней встречи нам был передан список Казанской иконы Божией Матери, хранившийся в Ватикане, который мы приняли с благодарностью.
Еще более радостным событием стало возвращение в Россию Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Мы участвовали в ее встрече в Храме Христа Спасителя, в многолюдном крестном ходе при ее проводах из Москвы в Петербург. После пребывания в Петербурге икона была доставлена в город Тихвин, где Нами также было совершено торжественное богослужение.
В минувшем году в Храм Христа Спасителя были перенесены честные мощи святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, прежде почивавшие в Троице-Сергиевой лавре. Были совершены и первые богослужения перед честными мощами святителя в день его памяти — всенощное бдение и Божественная литургия в Храме Христа Спасителя, в разработке и строительстве которого святитель Филарет принимал самое активное участие.
Кроме председательства на сессиях Священного Синода, которых в этом году было три, мы принимали участие во многих мероприятиях как церковного, так и гражданского характера. Это встречи с Президентом Российской Федерации, которых в этом году было девять, включая церемонию инаугурации, встречи с депутатами Государственной Думы, общественными и государственными деятелями нашей страны, а также с президентами, премьер-министрами, послами других стран.
Мы участвовали в открытии VIII Всемирного русского народного собора, в церемонии вручения премий Международного фонда единства православных народов, в открытии XII Международных Рождественских чтений и II Межрелигиозного форума, в заседании Совета во взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, в церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», в I Фестивале православных средств массовой информации «Вера и слово» и по традиции, воздавая дань памяти вождям и воинам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны, принимали участие в возложении венка к могиле Неизвестного солдата.
Я перечисляю лишь наиболее значимые события в церковно-общественной жизни, связанные с Нашим участием, на которых нередко решались весьма важные для Церкви вопросы, не упоминая при этом о повседневных приемах, встречах, переговорах, на которых обсуждались проблемы церковноприходской жизни.
Однако первейшей Нашей обязанностью, как и в прежние годы, являлось совершение богослужений, освящение храмов, часовен, участие в крестных ходах, встречах святынь, посещение приходов и обителей.
За этот год Нами совершено 119 богослужений, из них 19 — в древних соборах Московского Кремля, 40 — в кафедральных соборах, и 54 — в обителях и приходских храмах.
Совершались диаконские и священнические хиротонии, две епископские хиротонии, состоялось посещение Санкт-Петербургской епархии, многих приходов и обителей Москвы и Московской области.
Прежде чем перейти к основной части своего доклада, я хотел бы привести некоторые статистические данные о нашей Церкви в целом.
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 132 епархии. Число архиереев на сегодняшний день — 167, из них 131 — епархиальный, 24 — викарных, 12 — находящихся на покое.
Действуют 652 монастыря, в том числе в России — 189 мужских и 205 женских; на Украине — 79 мужских и 76 женских; в Белоруссии — 7 мужских и 18 женских; в Молдавии — 25 мужских и 24 женских.
Общее количество приходов — 26590, из них в России — 12638. Количество воскресных школ — 4696.
В Патриаршем ведении находится 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женские обители в Москве.
Далее Святейший Патриарх привел статистические сведения по Москве, системе духовного образования Русской Православной Церкви, а также по московскому клиру.
Далее Святейший Патриарх привел статистические данные по духовным школам, а также по московскому клиру.
Затем архиепископ Истринский Арсений, как заместитель председателя Епархиального собрания и Патриарший викарий, представил собранию отчет о деятельности Епархиального совета и комиссий при нем за прошедший трехлетний срок.
После доклада архиепископа Арсения состоялись выборы нового состава Епархиального совета, поскольку полномочия прежнего, избранного 15 декабря 2001 года, в нынешнем году истекли. Епархиальный совет избирается сроком на три года, председателем его по Церковному Уставу является правящий епископ. Для Москвы это Патриарх.
Затем Святейший Патриарх обратился к собравшимся.
Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Свидетелями и участниками многих событий в жизни нашей Церкви, особенно в последние десятилетия, поставил нас Господь. Событий разных по значимости, по духовной сути, по общественному влиянию и резонансу. О событиях благих и созидательных, творческих мы стараемся помнить, прославляем за них Бога и благодарим добрых людей, трудами которых они совершились.
О явлениях негативных, печалящих нас, мы также не должны умалчивать, но говорить о них откровенно, с тем чтобы изжить, преодолеть имеющиеся недостатки и пороки. Нам, христианам, полезнее говорить о своих недостатках, чем трубить на площадях о своих совершенствах и добродетелях, — о них знает Бог. Поэтому сегодня я с тревогой и печалью вновь, как и в прежние годы, буду больше говорить о наших проблемах.
Проблемы современности
Проблемы общества
Прежде чем перейти к описанию основных направлений деятельности Церкви, следует сказать несколько слов об основных чертах современной церковно-общественной жизни, обозначить наиболее значимые проблемы.
Сегодня в этой области нам приходится наблюдать ряд явлений отрицательного характера: это общая статичность церковного быта, отсутствие динамики в приходской деятельности, слабая посещаемость храмов молящимися, отсутствие религиозных интересов у подрастающего поколения.
Причины этого весьма разнообразны. Одна из самых главных — общая секуляризация жизни общества. К сожалению, мы живем в эпоху постоянно возрастающего натиска секуляризма, апеллирующего к низменным человеческим страстям. На фоне общей коммерциализации общественных отношений это приводит к тому, что некоторые средства массовой информации предпочитают открыто эксплуатировать животные инстинкты, зарабатывая на этом деньги, нежели противостоять пороку, поскольку такое противостояние всегда связано с материальным ущербом.
Соблазны мира с особой силой действуют на молодое поколение, не готовое к тому, чтобы противостать им, поскольку молодые люди еще не имеют твердых духовно-нравственных убеждений. Кроме того, некоторые технические достижения (телевидение, интернет) сделали соблазны мира гораздо более привлекательными, чем во все прошедшие времена.
К тому же жизнь большинства наших сограждан часто сводится к добыванию хлеба насущного, отчего все действия человека подчиняются единому стремлению обеспечить себе и своей семье уверенность в завтрашнем дне.
Одновременно с этим происходит расслоение общества на людей, обладающих огромным состоянием, и тех, кто не может обеспечить себе уровень достатка, соответствующий человеческому достоинству, увеличивается количество беспризорных детей, а также иных социально беззащитных лиц. Ситуация приобретает еще большую серьезность в связи с имеющейся опасностью террористических актов, жертвой которых может стать любой человек.
Статистические данные являют нам поистине ужасающую картину: большинство браков кончается разводом, количество рожденных детей значительно меньше числа убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, умножается количество самоубийств. Все это является прямым следствием жизни без Бога, утраты чувства нравственного долга, забвения добра.
И все же в нашем народе есть много, очень много добрых, чистых, честных, стремящихся к добру людей, жаждущих истины. Кто, как не пастыри, должны утолить эту жажду, указать истину, свидетельствовать о ней всей своей жизнью.
Христианину гораздо легче преодолеть житейские трудности, поскольку его опорой, прибежищем и покровом является Сам Бог. Любовь ко Христу, срастворенная страхом Божиим, помогает переживать все невзгоды, и наш с вами долг — прививать эти благие чувства всем окружающим. Однако наша проповедь отнюдь не всегда бывает успешной, и причина этого кроется прежде всего в том, что жизнь проповедника не являет полного соответствия его словам.
Демографические проблемы
Советский период в жизни нашей страны не прошел для нее бесследно. Очевидно, что его последствия мы будем ощущать еще очень долго. Старшему поколению наших сограждан памятна прошедшая эпоха со всеми ее отрицательными чертами. Массовые аресты и расстрелы, всеобщее доносительство, предательство даже близких родственников стали живым воплощение слов Евангелия о предании братом брата на смерть (Мф. 10, 21). Ныне мы все еще пожинаем горькие плоды той эпохи.
Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Смертность в центральных районах России превышает рождаемость в несколько раз. Депопуляция, демографический кризис — мы все чаще слышим эти слова и, к сожалению, начинаем привыкать к ним. Речь идет о настоящем вымирании нашего народа, которое идет нарастающими темпами и грозит стать необратимым. Многочисленные мигранты с окраин бывшего Советского Союза, прибывающие в Россию, частично компенсируют этот процесс, но это не спасает положения. Пора посмотреть правде в глаза и указать настоящую причину катастрофы. Чаще всего говорят об экономической подоплеке, но исследователи знают, что благосостояние чаще всего тормозит рождаемость, а не стимулирует ее.
Со всей ответственностью мы можем сказать, что причина вымирания имеет духовные корни. Люди, потерявшие Бога, теряют смысл жизни, теряют представление о добре и зле, помрачают в себе образ Божий, забывают свое человеческое призвание, разучиваются любить. Именно в этом кроется причина кризиса семейной жизни в России. Мужчины не хотят быть мужьями и отцами, женщины разучились быть женами и матерями.
Церковь всегда учила, что убийство ребенка во чреве матери — страшнейший, смертный грех. В наше же время в России ежегодно совершается огромное, поражающее любое воображение, количество абортов. Что же удивительного, что народ вымирает? Спрашивается, достоин ли вообще такой народ священного дара жизни? Не справедливо ли становится он поношением человеков? И не должна ли Церковь возвысить свой голос в защиту нерожденных детей? И не падет ли на нас — пастырей народа, вина в их смерти, если мы будем молчать? Разве не должны мы, пастыри, считать своей обязанностью неустанно противоборствовать детоубийству?
Замысел Божий о рождении детей необыкновенно глубок и величествен. Супружеская любовь, приводящая к зачатию ребенка, неразрывно соединена с целомудренной и самоотверженной готовностью и желанием носить во чреве, родить, вскормить, вырастить и воспитать нового человека. Этот подвиг соединяет родителей, очищает их чувства, возгревает любовь. Народная мудрость говорит, что дети — это дар Божий, это счастье.
Напротив, эгоистическое желание обезопасить плотские отношения супругов от рождения детей лишает мужа и жену предусмотренного Богом подвига. На первое место в их жизни выходит плотская похоть, которая подменяет собой любовь.
Другим следствием неуважения к бытию человеческой личности становится пренебрежение к своей собственной жизни. Нет ничего хуже самоубийства, однако количество этих страшных грехов с каждым годом растет. Основная причина этого явления — отсутствие цели в жизни, неверие в жизнь будущего века.
Наряду с этим широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это греховное «право». Предпринимаются попытки обозначения самоубийства медицинским термином «эвтаназия». Ужас ситуации состоит в том, что исполнителями убийств предполагается сделать врачей, которые по долгу службы обязаны заботится о сохранении жизни человека.
Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении это крайняя степень отпадения от Бога, Подателя жизни. Человек, совершающий данный акт, своим поступком утверждает, что жизнь для него потеряла всякую ценность и смысл, что Бог более не является Промыслителем, перестал быть заботливым, любящим Отцом Небесным.
Стремление к небытию, обнаруживаемое актом эвтаназии, несовместимо с христианским упованием на вечную жизнь и исповеданием всеобщего воскресения. Самоубийство всегда есть акт протеста, вызова и бунта против Бога, горделивое желание утвердить себя через противопоставление Богу.
В утверждении своих позиций сторонники эвтаназии никогда не доходят до логического конца, ибо тогда для всякого здравого рассудка становится очевидной абсурдность и противоречивость их идеи.
К счастью, у большинства людей сохраняется инстинкт самосохранения и здравый смысл, и они отвергают эти псевдогуманные, порожденные диаволом идеи самоуничтожения.
Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе, как скрытый или явный сатанизм, диавольщину. Основанием для такого утверждения являются слова Господа нашего Иисуса Христа, Который засвидетельствовал, что именно диавол есть «человекоубийца от начала» (Ин. 8, 44).
|