«Церковь, образование, молодежь». Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного Комитета Русской
Православной Церкви, ректора Московской Духовной Академии и Семинарии
Проблемы работы с молодежью в последние годы находятся в центре внимания Русской Православной Церкви.
Об этих проблемах говорилось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, который засвидетельствовал, что для нашей Церкви нет более важной и ответственной задачи, чем миссионерская и духовно-просветительская работа — особенно среди молодого поколения. В 2001 году был проведен первый Съезд православной молодежи, на котором обсуждался самый широкий спектр вопросов, связанных с миссией Церкви в молодежной среде. Уже достаточно много — на самом высоком уровне и с самых высоких трибун — говорилось о поиске новых форм работы с молодежью и способах ее привлечения в Церковь. Но сегодня нам хотелось бы более подробно остановиться на той разновидности миссии Церкви, которую она может осуществлять в молодежной среде через сферу образования, иными словами, отметить первостепенную важность христианского образования в миссии Церкви среди молодежи. Под термином христианское образование в данном случае мы будем понимать процесс приобщения молодого поколения к культурному, научному и духовному опыту человечества в свете православной традиции. Таким образом, речь пойдет о сфере образования как о стратегическом — не побоюсь этого слова — направлении в миссии Церкви.
Но прежде чем рассуждать о том основополагающем значении, которое имеет образование в деле христианского воспитания молодого поколения, хотелось бы привести немного статистики. Верующими себя называют 80% взрослых россиян, а среди молодежи, особенно до 20 лет, верующими именуют себя 83%. Среди важнейших жизненных ценностей у взрослых граждан России на первом месте стоит семья (73%), на втором здоровье (71%), на третьем деньги (34%). Вера занимает последнее место. У молодежи после семьи на втором месте стоят друзья, на третьем здоровье, на четвертом деньги, а на пятом справедливость. Как видим, притом что процент называющих себя верующими среди молодых людей выше, чем среди взрослых граждан, само понятие вера отсутствует среди приоритетных ценностей молодежи. Это чрезвычайно наглядный и тревожный показатель.
Эти данные подтверждают и вывод Российского независимого института социальных и национальных проблем: религиозное мировоззрение значительной части верующей молодежи отличается неопределенностью и отсутствием ясного содержания. Так, например, многие молодые люди веруют не в личностного Бога, а в некую «высшую силу» или «высший разум». Другие, считая себя верующими, занимаются магией, астрологией и оккультизмом.
Думаю, в этой аудитории излишне будет доказывать, какие неоспоримые преимущества дает процесс образования для церковной миссии в молодежной среде. Среди многих функций образования — профессиональной, социальной и т.д., хотелось бы выделить наиболее, с христианской точки зрения, важную — мировоззренческую. Именно в процессе образования закладываются основы мировоззрения молодого человека, формируются принципы его отношения к окружающему его миру, обществу и собственной личности. По авторитетному слову Святейшего Патриарха Алексия, «миссия Церкви, стремящейся обновить христианские основы цивилизации, немыслима без образования и воспитания, в первую очередь адресованного детям и юношеству».
При всем осознании важности и необходимости самых разнообразных, оригинальных, новаторских и современных форм работы с молодежью, убежден, что по сравнению с подлинным христианским образованием они могут рассматриваться лишь как вспомогательные средства миссии. Можно дискутировать о том, уместны ли выступления священнослужителей на рок-концертах или должен ли священник идти с проповедью Евангелия в подъезды и подворотни. При выборе того или иного миссионерского метода, думаю, определяющим всегда должен быть принцип, сформулированный апостолом Павлом: для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых
(1 Кор. 9, 22). Но очевидно, что подобные выступления, равно как и неформальное общение, могут лишь пробудить у молодых людей интерес к Церкви и духовной жизни, подтолкнуть к тому, чтобы сделать шаг навстречу Христу. Сформировать личность молодого человека на христианских принципах, привить ему полноценное христианское мировоззрение такие встречи, конечно же, не смогут.
С сотериологической точки зрения, конечно, не так важно, каким образом человек приходит ко Христу, а важен, прежде всего, результат — реальная жизнь человека в Боге через участие в церковных Таинствах и исполнение заповедей Божиих. Но если рассматривать христианскую миссию с точки зрения развития общества, то станет очевидным, что строить эту миссию необходимо по принципу ответа на вызовы современности. Тогда можно рассчитывать на то, что эта миссия принесет определенные плоды хотя бы среди некоторой части думающей молодежи. При том уровне развития общественных болезней, который мы имеем в современной России, в ситуации, когда наше общество переживает глубочайший кризис нравственных ценностей, не говоря уже о духовных, христианский миссионер должен, по сути дела, выступать — если использовать современную терминологию — в роли антикризисного менеджера. Поэтому, когда мы говорим о молодежной миссии, уместно было бы выделять разные категории молодежи и соответственно при работе с каждой категорией использовать свои методы работы.
Так, если мы будем рассматривать образование именно как метод евангельской миссии в молодежной среде, мы должны будем признать, что этот метод рассчитан на очень немногочисленную прослойку — своего рода молодежную элиту, если понимать под этим словом духовно одаренных молодых людей, способных воспринимать христианское учение в его прямом и непосредственном виде — через чтение и изучение Священного Писания и святоотеческих творений, посещение богослужений и осознанное приобщение к христианскому благочестию.
В количественном отношении эта категория, наверное, самая малочисленная, но в качественном, безусловно, имеет самое важное значение. Во-первых, потому что именно эту достаточно узкую прослойку Церковь использует в качестве своего кадрового потенциала. Во-вторых, сегодня чрезвычайно важно, чтобы молодые люди, у которых в результате правильного и добротного образования сформировалось подлинно христианское мировоззрение, пополняли бы не только ряды священнослужителей, миссионеров и богословов, но и становились бы политиками, предпринимателями, экономистами, юристами, то есть именно теми людьми, которые реально определяют пути развития страны и составляют наиболее активную и социально ответственную часть общества.
По словам одного из современных ученых, именно сфера образования «всегда и неизбежно связана с самой многочисленной, здоровой и работоспособной частью общества, то есть с теми, кто либо учится сам, либо учит своих детей, либо совмещает то и другое. Эта часть общества в определенном смысле определяет все общество и его будущее: отношение к своему образованию и к образованию своих детей формирует как структуру общества, так и его перспективы».
К сожалению, превратно толкуемый принцип светскости нашего государства и образования до сих пор не дает возможности ввести в российских учебных заведениях предмет «Основы православной культуры». Поэтому школьники и студенты выходят из стен учебных заведений с серьезными пробелами в знаниях об основополагающей отечественной духовной традиции. Приходится признать, что подавляющее большинство молодых людей не имеют адекватных понятий о том, что такое вера, Церковь, религия, духовность и т.д. Нынешняя молодежь в основной своей массе не осознает также значение традиционных ценностей и тем самым лишает себя возможности приобщиться к вековому духовному опыту, накопленному предшествующими поколениями. В этой ситуации, как представляется, Церкви не остается ничего иного, как направить все свои силы на развитие системы учебных заведений в секторе негосударственного образования.
К счастью, уже создан ряд прекрасных учебных заведений всех уровней — начальных, средних и вышних, в которых практикуются принципы христианского образования. Примеры подобных школ, лицеев, гимназий, институтов и университетов, прошедших испытание трудными 90-ми годами, говорят о том, что по крайней мере в крупных городах есть большой потенциал для развития подобного рода учебных заведений. Думаю, что сейчас пришло время для создания полного и законченного образовательного цикла, который может осуществляться в учебных заведениях, строящих процесс образования на принципах христианской педагогики и находящихся под окормлением Русской Православной Церкви. Поскольку государство под предлогом своего светского характера, по сути дела, дистанцировалось от участия в духовно-нравственном воспитании молодого поколения, то, видимо, единственным адекватным ответом на сложившуюся ситуацию со стороны Церкви должно стать создание своей собственной — альтернативной государственной — системы начального, среднего и высшего образования. Участвовать в этой работе должны, в первую очередь, общественные организации, находящиеся под окормлением Церкви и объединяющие всех, кто осознает важность сохранения и развития в России христианского образования.
К счастью, серьезный фундамент в создание такой системы уже заложен трудами многих энтузиастов и тружеников христианского просвещения. Но при всем том, что на сегодняшний день существуют замечательные примеры классических гимназий, реальных школ, богословских университетов и т.д., очевидным остается тот факт, что усилия создателей этих учебных заведений зачастую остаются разрозненными, а действия не скоординированными. Программы этих школ, как правило, не согласованы — ни между самими школами, ни с учебными заведениями высшей и низшей ступеней. Чрезвычайно остро стоит вопрос пополнения преподавательского и воспитательского состава; большинство школ подобного рода страдают от хронического недофинансирования — и это лишь малая часть существующих проблем. Очевидно, что вопросы именно внешней организации жизни и деятельности таких школ должны решаться сообща, при этом, конечно, каждая школа может и должна сохранять свою специфику, направление и особенности.
Мне уже неоднократно приходилось говорить о том, что особенностью любой христианской школы является стремление к гармоничному сочетанию получения знаний и духовного воспитания, которые и составляют суть образовательного процесса. Такой подход к образованию основывается, в первую очередь, на святоотеческом опыте. Еще в IV веке основные принципы христианского подхода к образованию сформулировал свт. Григорий Богослов в своем знаменитом надгробном слове свт. Василию Великому: «В науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению, в пучину погибели. Мы извлекли из них полезное даже для самого благочестия, чрез худшее научившись лучшему, и немощь их обратили в твердость нашего учения. Посему не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые, а напротив того, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».
И здесь мне хотелось бы остановиться на некоторых антропологических принципах христианского образования. Выяснение и уяснение этих принципов в наше время выходит далеко за рамки профессионального интереса богословов и ученых, занимающихся христианской философией. По точному наблюдению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, сегодня «мы имеем дело с попыткой создания небывалого доселе человеческого типа, воистину нового человека, покорного велению своих инстинктов, живущего в мире, где все дозволено и не ведающего смысла греха». Очевидно, что эта неоязыческая антропология сегодня со все более возрастающей силой вытесняет из массового сознания остатки христианского представления о человеческой душе как о вместилище благодати Святого Духа, по внушению Которого она должна жить и действовать. Главным мотивом действий и желаний души объявляется инстинкт, который для своего удовлетворения требует бесконечной вседозволенности. И конечно же, первыми жертвами тотальной вседозволенности становятся именно молодые люди.
Поскольку у современного молодого человека представления о душе по большей части размыты и неопределенны, разумное культивирование добродетелей — то есть сознательная работа души — либо подменяется культом тела, который часто требует от своих служителей огромных жертв, либо оборачивается полным пренебрежением к своему телу и телесному здоровью (не говоря уже о душевном), что влечет за собой целый спектр общественных пороков — таких как алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. Наставляя свою паству в необходимости постоянной душевной работы, великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст говорит: «Как о теле я говорил, что безобразная не может сделаться красивою, так о душе скажу противное: безобразная душа может сделаться благообразною». Если бы молодые люди услышали в школе это наставление великого святителя, они хотя бы имели повод задуматься о том, как подобает организовать работу своей души.
В этой ситуации Церковь вынуждена, как и две тысячи лет назад, снова отстаивать взгляд на природу человека, в основе которого лежат представления о человеческой душе, основанные на Священном Писании и святоотеческих творениях. Одним из основополагающих принципов христианской антропологии является свидетельство о безусловной уникальности человеческой души как Божественного творения, созданного, в первую очередь, для сознательного и добровольного пребывания с Богом, в отличие от души животного, которая лишь оживляет его тело и действует при этом непроизвольно. Неслучайно поэтому библейское повествование противопоставляет творение животных и творение человека: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных по роду их; и стало так» (Быт. 1, 24), — так говорится о творении животных, о творении же человека повествуется следующим образом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Толкуя это место Священного Писания, свт. Василий Великий пишет: «Я полагаю, что сила души, которая пребывает единой и тождественной, двояка: одну мы называем одушевляющей тело, другую — созерцающей бытие, а также рассудочной».
Этот очевидный для всякого христианина принцип Церкви сегодня приходится утверждать с новой силой перед лицом всякого рода неоязыческих и неогностических учений, которые находят для себя богатую почву в ситуации элементарного религиозного невежества подавляющего большинства населения страны. Спектр представлений о душе, активно насаждаемых многочисленными сектами, настолько широк, а сами представления зачастую настолько нелепы и примитивны, что специально их излагать здесь просто неуместно. Обо всем этом приходится говорить лишь для того, чтобы еще раз указать на важность христианского образования для формирования у молодежи четкого и ясного христианского мировоззрения.
Сегодня нужно с полной ясностью отдать себе отчет в том, что если мы действительно хотим, чтобы наконец наступило чаемое многими людьми, болеющими за судьбу своего Отечества, духовное исцеление и прозрение нашего народа, то импульс для этих процессов может прийти только из христианской школы. Только воспитанная в этих школах будущая российская элита сможет эффективно решать задачи по выводу страны из многочисленных поразивших ее кризисов — политического, экономического, демографического и многих других. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что в данном случае элитой России следует считать категорию людей, определяемую не по принципу принадлежности к правящей или экономически преуспевшей прослойке, а по степени осознания своей ответственности перед Богом за судьбу своего Отечества.
Таким образом, не будет преувеличением сказать, что будущее страны завтра будет в руках молодежи, получающей сегодня образование и сознательно усваивающей принципы христианского мировоззрения и отношения к жизни. Ведь только эта молодежь сможет одержать победу в духовной и идеологической войне, которая приобретает с каждым годом все более изощренные формы. В этом и заключается огромное, ключевое значение христианского образования для современной молодежи и соответственно для будущего России.
|