Послание Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, к Празднику Вознесения Господня
Преосвященные собратья-архипастыри, возлюбленные о Господе отцы-сослужители, дорогие братие, сестры и дети!
Празднуя Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, Святая Церковь призывает всех своих чад, всех земнородных к веселию и радованию, воспевая: «вси языцы (народы) восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее» (стихира на «Господи воззвах»). Из церковных песнопений ясно, что и святые апостолы радовались, ибо в тропаре поется: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником...»
Иногда приходится слышать от людей, не желающих расставаться с торжеством Пасхи Христовой, вот такие замечания по поводу настоящего праздника: чему же нам радоваться? Казалось бы, надо скорбеть и печалиться, так как Господь оставил Своих учеников и землю видимым Своим присутствием и вознесся на небо и воссел одесную Бога, а в следующий раз Он придет грозным и праведным Судьей живых и мертвых.
Но на самом деле есть много радостных причин вознесения!
Апостолы радовались потому, что Христос им сказал: «Аз с вами Есмь во вся дни до скончания века» и Он же обещал ниспослать им равного Себе Духа Святого Утешителя, говоря: «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Христос вознесся телесно и, таким образом, вознес человеческую плоть и нашу природу на небо, на Престол Божий, т.е. в этом событии Он привел нас к вечной славе Своей. И ныне, когда мы взираем на Престол Божий, мы видим не грозного Бога-Карателя, а Любящего, Милующего и Понимающего нас Бога, имеющего опыт человеческой жизни и пережившего все искушения, которые мы с вами испытываем каждый день. На Престоле Божием мы видим и Человека, сияющего в неизреченном Свете и Славе Божией, сцарствующего и находящегося в полном единстве с Ним, и ходатайствующего о нас, как свидетельствует Иоанн Богослов: «а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2, 1–2). Благодаря этому священному событию, да и всему делу нашего спасения, совершенного Христом, мы стали богочеловеками по потенциалу. Посему, радовались Апостолы, радуется и ныне Церковь со Своими чадами, в Которой они через таинства приобщаются Божеству и святому, безгрешному человечеству Вознесшегося Господа. Праздник этот раскрывает перед нашими духовными очами те новые отношения, которые существуют между Богом и человеком, благодаря подвигу Спасителя нашего.
В нынешний праздничный день мы восстанавливаем каноническое единство и полноту церковного общения в единой Поместной Русской Православной Церкви. Сегодня завершается путь, одобренный IV Всезарубежным и последующим за ним Архиерейским Собором минувшего года.
Догмат о единстве Церкви выражается в Символе Веры, утвержденном Вселенскими Соборами на основании Евангелия Христова. Господь наш Иисус Христос, Начальник и Совершитель нашей веры и спасения, основал на земле только одну Церковь, ей единой вручил истинную веру, ее одну сделал сокровищницею благодатных даров Своих. Он того желал и о том особенно молился Отцу Небесному, чтобы все Его последователи, т.е. все православные христиане, были «едино стадо» под управлением Его, «Единаго Пастыря» (Ин. 10, 16). К утверждению единства и нераздельности Церкви служат еще следующие изречения Спасителя: «Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет и всякий город, или дом, разделившийся сам в себе не устоит. Кто не со Мною, говорит Христос, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 25–30). Существенные основания единства Церкви апостол Павел объясняет подобием единства членов тела человеческого. «Ибо, как тело одно, говорит апостол, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос... И вы — Тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12: 12, 27).
Какая же, дорогие о Вознесшемся Господе отцы, братие и сестры, существенная для нас обязанность вытекает из понятия о единстве Церкви? По слову апостола Павла, все верующие, образуя в составе Церкви одно тело, должны «сохранять единение духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), не уклоняться от общения в таинствах и не отделяться от вселенского согласия церковного непослушанием Богоучрежденному в Церкви Священноначалию. «Не обольщайтесь, братие, — говорит священномученик Игнатий, — кто последует расколоучителю, тот не наследует Царствия Божия, кто держится чуждаго учения, тот не имеет части в страдании Христовом». Священномученик Киприан Карфагенский свидетельствует, что люди, уклоняющиеся от общения с Церковью, «хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, — грех их не смоется и самою кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (О единстве Церкви). Весьма выразительно тот же святой отец говорит: «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
Итак, возлюбленные, возрадуемся этими праздничными днями Триоди Цветной, потому что этими мироспасительными событиями Господь обожил нашу природу, освободил и избавил нас от смерти и тления, а завершив дело нашего спасения основанием Святой Церкви, Он, как поется в первой стихире после выноса креста, «возведе нас на первое блаженство», т.е. восстановил потерянное грехопадением прародителей непосредственное богообщение, которого мы ныне удостаиваемся, благодаря только особому о нас благоволению и промышлению, в спасительных таинствах Церкви.
Стойте твердо в вере, дорогие мои, мужайтесь, утверждайтесь на незыблемом основании Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Аминь.
С любовью о Господе и просьбой о святых молитвах,
Митрополит ЛАВР,
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
4/17 мая 2007 г.
|