«Исцеляя раненый мир...». Доклад архиепископа Димитрия, главы Греческой Архиепископии в Америке (Московская духовная академия, 23 маЯ 2008 г.)
I.
Я передаю вам любовь и поклон от всех верующих Греческой православной архиепископии Америки — епархии Вселенского Константинопольского Патриархата, и особенно от профессоров и ваших братьев-семинаристов из Греческой православной богословской школы Святого Креста в Бруклине, Массачусетс. Особенно радостно посетить вас накануне празднования памяти святых Кирилла и Мефодия, апостолов славян, и Дня славянской письменности и культуры. В Греческой Церкви также есть традиция празднования Дня греческой письменности и культуры, приуроченного к празднику трех великих иерархов: святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — 30 января. В обоих случаях Святой Дух руководил Церковью в поистине значимом и необходимом духе благодарения — благодарения за чудесное благословение священных букв и силу письменности и всей литературы, связанной с отцами Церкви.
Эти праздники являются прекрасной возможностью выразить множеством различных способов то счастье, которым письменное слово наполняет жизнь людей, благословляя и передавая нам мудрость и опыт всего мира, всех времен. Особенно важен для Церкви дар святых письмен, точное знание того, о чем думали мученики, точное знание веры отцов и святых — это дар, за который мы приносим великую благодарность.
Священная литература стала возможна благодаря изобретению алфавита, столь простого, на первый взгляд, но сколько было сделано благодаря этому простому приобретению! Внушающие трепет технологии современной информационной эпохи — это максимальный расцвет и реализация того потенциала, который был заложен в простом алфавите. Святые Кирилл и Мефодий подобным образом даровали эту огромную силу славянским народам посредством своего вдохновенного дара славянского алфавита — «азбуки». Думаю, можно сказать, что ни один народ не собрал столь чудесного литературного урожая, как тот, что вырос в русской душе из алфавитных семян, посеянных двенадцать столетий назад святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием.
Мир, в который вы скоро будете посланы служить, является миром сложных этических, социальных, экологических и сотериологических проблем, и, прежде всего, в этом мире немало идейных вызовов самому существу нашей христианской веры. Мы обязаны рассмотреть эти вызовы и понять, каким должен быть ответ нас как православных христиан и церковных наставников.
II.
Позвольте начать рассмотрение этих проблем с высказывания святого апостола Павла в его Втором послании к своему духовному сыну Тимофею (2 Тим. 1, 13), где апостол повелевает: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе». На греческом языке: «Hupotuposin eche hugiainonton logon on par emou ekousas, en pistei kai agape te en Christo Iesou».
Святой Павел делает здесь очень специфическое указание. В вопросах веры, в вопросах учения существует, конечно, истина и ложь, правое и неправое. Но святой Павел использует особое слово в своих пастырских посланиях (8 раз в 13 главах, стоит заметить!), чтобы раскрыть свое видение. Это слово на греческом языке — hugiaino, «быть здоровым, цельным, полезным». Значение этого слова ясно. Для христианского духовенства или мирян в служении Церкви истина и ложь являются не просто абстрактными терминами логической аргументации. Они являются живой реальностью, выраженной словом, которое несет здоровье. То, что правильно и истинно, является духовно здоровым, исцеляющим и оживляющим. Святой Павел рисует нам образ христианского пастыря — врача, который, посредством служения своего слова, исцеляет болезни человеческой души: страсти, пороки и греховные привычки всех видов. «Смерть и жизнь — во власти языка», — говорится в книге Притч (18, 21). Слова имеют силу, силу ранить, конечно, но также и силу исцелять. Святой Павел настаивает на том, чтобы его ученик Тимофей всегда помнил об использовании исцеляющих, дарующих здоровье и благополучие слов, так он делал сам и, конечно, в первую очередь так поступал Господь наш Иисус Христос.
Именно в духе этого учения иже во святых отец наш Григорий Богослов в своем очень сильном втором Слове описывает труд доброго пастыря медицинскими терминами (параграф 16). В процессе пастырского окормления, которое Святой Григорий называет «искусством из искусств и наукой из наук», целитель душ принимается за задачу более трудную и важную, чем даже врач тел. Как духовный целитель, епископ или священник применяет «медицину убеждения», приводящую к вере, которая приходит через исцеляющее чувство самоуважения (ст. 32), основанное, в конечном счете, добавим мы, на понимании, что человек создан по образу Божию. Исцеляющее искусство священнического служения совершается посредством того, что Святой Григорий считает своим первым долгом, — распространение слова (ст. 35) как распространение исцеления. Он настойчиво повторяет, что слова имеют огромную силу как исцелять, так и приносить вред. Подобно святому Павлу, он с большой чувствительностью и внимательностью относится к использованию слов пастырем.
Важно, что православный священник или преподаватель постоянно выражает свое собственное благое суждение, разделяя слова исцеляющие, оздоровляющие — и ведущие к духовному повреждению и болезни. Также важно, что он помнит, что сказал святой апостол Павел Тимофею: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1, 13). Подобно Тимофею, мы должны внимательно и с глубоким почтением изучать не только идеи, открытые в Священном Писании, но и способы, которыми Господь и Его апостолы выражали эти идеи, оформляли в словах выражение исцеляющей истины. Мы, в отличие от святого Тимофея, не имеем прямого личного опыта апостольского присутствия и образца исцеляющих слов. Однако у нас есть огромное благо принадлежности к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая руководима Святым Духом Бога почти 2000 лет и сохраняет нетронутой и полностью действенной апостольскую модель использования исцеляющих слов Евангелия в благовествовании Божественной истины нашим современникам.
Не было ли это именно тем, чем жили святые Кирилл и Мефодий? Не придерживались ли, не следовали ли они переданному им звуку исцеляющих слов? С лингвистической точки зрения, существует нечто поистине уникальное в переводческой деятельности апостолов славян. Они всегда были очень внимательны к устойчивым выражениям языка, на который они переводили слово Церкви, и в то же время они всегда стремились исключительно точно выразить свою верность церковному тексту. Их деятельность является вершиной переводческого искусства! Очень редко достигается столь счастливый союз любви к оригинальному тексту и языку перевода. И эта приверженность образцу звучных, исцеляющих слов является тем краеугольным камнем, на котором была построена вся текстовая традиция Русской Церкви на протяжении последующих столетий. Даже сегодня в англоговорящем мире переводы русских литургических текстов — то есть переводы переводов! — имеют большое преимущество в плане верности оригинальному тексту, даже по сравнению с прямыми переводами с греческого. Таково наследие святых Кирилла и Мефодия — ревностное следование апостольским образцам провозглашения истины посредством слова.
Это наследие является живым для нас и сегодня. Часто бывает искушение уйти от явного содержания истины, открытого в Евангелии Христа, и добавить свои собственные слова и идеи — философские, политические, эстетические. Желая доставить радость, духовенство может ошибаться, потворствуя умозрительным понятиям, воспринятым в отрыве от традиции Отцов. Вам, как будущим врачам душ, необходима для обучения осознанная приверженность апостольской модели, сохраненной нашей Православной Церковью. «При многословии не миновать греха...» — читаем мы в Ветхозаветной книге Притч (10, 19), и, следуя этому духу, мудрый и добрый студент богословия применяет к себе особый вид аскезы — ограничения и внимательного использования слов. Многовековые и проверенные временем предписания Церкви являются единственным руководством для пастыря стада Христова.
Следовательно, в свете нашего празднования Дня славянской письменности, для вас важно еще в период обучения в семинарии ставить перед собой задачу чтения и изучения неизмеримого наследия, которое пришло к вам через письменное наследие Церкви. Для вас — Священное Писание, для вас — творения отцов Церкви с первых веков христианства до времен святых Кирилла и Мефодия и позднее, для вас — богатства литургических псалмов, песнопений и духовных песней. Они предлагают вам образец звучания слов, за который нужно крепко держаться, если вы желаете быть целителями этого разрушенного и больного мира.
III.
А мир в самом деле разрушен и болен! Можно бесконечно говорить о вызовах здоровью нашего мира, перед которыми мы стоим лицом к лицу на пороге XXI века. Мы видим глобальное общество, которое находится в постоянном беспорядке, в состоянии духовной болезни и немощи. В чем эта болезнь? В удалении от Бога, или даже отрицании существования Бога, с самыми трагическими последствиями этого отрицания. Это та самая вещь, которую почти пророчески диагностировал Федор Достоевский: «Если Бога нет, то все дозволено». Ибо если Бога нет, то нет истины, нет справедливости; нет ограничений на любое человеческое поведение. Если Бога нет, тогда каждый человек и каждое изобретение может стать идолом, который заменит Бога. В этом болезнь современного мира.
Каковы симптомы этой болезни? Она проявляется, во-первых, в неправильном отношении между человечеством и остальным творением. С началом индустриальной эпохи изменилось отношение к миру: воды и земли, деревья и животные стали рассматриваться не как элементы нашей общей среды обитания, созданной любящим Творцом, не как места для заботы и служения человека. Напротив, окружающая среда была сведена до уровня просто «ресурсов» для эксплуатации, объектов потребления. Это то отношение, которое привело к глобальному кризису, загрязнению нашего воздуха, нашей воды и теперь даже наших пищевых ресурсов.
Но помимо этого мы видим расцвет потребительского сознания, особенно в западном обществе. Это психологическое давление подталкивает больше приобретать, больше путешествовать, больше тратить, кичиться своим статусом и богатством. И сегодня мы видим феномен «углеродного отпечатка», который является мерой того, как много энергии (в терминах так называемого «ископаемого топлива») потребляет человек для того, чтобы поддерживать этот стиль жизни, включающий работу, путешествия и развлечения. В отличие от отпечатка на песке, который может быть сдут ветром или смыт водой, углеродный отпечаток оставляет неустранимую метку на ветре и воде, ландшафте, флоре и фауне. Углеродный отпечаток присутствует годами в виде смога и кислотных дождей, в накоплении в атмосфере газов, способствующих усилению парникового эффекта и уменьшению озонового слоя. Это отпечаток, который оставляет следы в легких детей, больных астмой, и в накоплении токсинов в органах животных, птиц и рыб.
Говорить об этом состоянии потребительства как о духовной «болезни» не совсем правильно. То, что мы видим в нашем развитом обществе, больше похоже на привычку. Это вечное пьянство на нефти, и в духе этого пьянства все разрешено, когда разгорается аппетит к энергии. Но, как и в случае с алкоголизмом, пьяный чувствует эйфорию и несокрушимость, которой не может преодолеть. Если не уничтожить привычку, скоро во всем мире настанет день вынужденной трезвости. Как духовный целитель ответит на эту болезнь, на эту узурпацию человечеством места Бога как властителя творения?
Но это только одна из множества болезней! Мир XXI века — этот больной пациент, которому вы будете служить как духовные целители, он имеет и другие опасные симптомы. Человечество в конфликте не только с созданным порядком; происходит также нечто странное с самим человечеством. Наш мир — мир ужасной несправедливости. Богатства творения Бога не распределяются равным образом между детьми Божиими. И в таких обстоятельствах появляется угнетение, необъявленная война между богатыми и бедными. И хотя рабство, как приемлемая модель удержания других людей в качестве собственности, в основном уже уничтожено в мире, многие миллионы наших братьев и сестер находятся в состоянии экономического рабства. Когда бедность настолько велика, что разрушаются основы свободы самоопределения человека, это не что иное, как рабство.
Но не только экономическое угнетение преследует людей. Основные права человека часто нарушаются по расовой, половой, религиозной принадлежности и другим различиям. Равенство перед законом недоступно многим людям в мире. Базовая свобода совершать богослужение и проповедовать растаптывается властями. Посмотрев на своих современников, мы увидим, что все дозволено. И так происходит и с богатыми, и с бедными. Полное достоинство человеческой личности задушено, и с ним удушено самоуважение, на котором настаивал святой Григорий, говоря о необходимости духовной медицины. Изгнав из своей жизни Бога Творца как Любящего Господа и Бога, современный человек разрушил представление о самом себе как творении, несущем богоподобие.
Исходя из этого, мы теперь можем свидетельствовать о развитии двух параллельных сложностей в духовном состоянии человечества. Среди привилегированных слоев наблюдается рост секуляризации, которая является отрицанием всех трансцендентных ценностей и сведением нужд каждого человека к генетике или психологии. Сопровождает этот процесс культурного изменения столь же драматический сдвиг в религиозном поведении, который характеризуется увеличением категории «нецерковных» людей. Например, хотя в Америке 90% населения — большинство — верит в Бога, есть и 60 млн. человек, которые попадают в категорию «нецерковных», то есть не связанных с какой-либо церковью. Можно добавить, что даже среди тех, кто продолжает посещать церковь, секулярный склад ума все более заметен. В результате складывается ситуация, в которой часто духовенство находится в идеологическом конфликте по основным вопросам ценностей и миссии даже среди людей, которым оно служит.
Одновременно с этим среди менее богатых народов процветает полное неуважение человеческого достоинства, в частности, через возникновение фундаменталистских религий. Фундаменталистское сознание, ощущая недостаток контроля над своей жизнью, принимает такую форму религиозности, которая требует власти, чтобы контролировать Бога, в надежде получить контроль над обществом. Фундаментализм идентифицирует свое отношение с Богом абсолютным образом. Эта тенденция наиболее четко видна в некоторых формах фундаменталистского ислама и индуизма в Азии, так же как и во множестве мормонских сект и протестантских культов в Америке.
Применяя метафору из медицины, фундаменталистские формы религии являются «анафилактической реакцией» на секуляризацию. Реакционные формы мысли, реакционный стиль жизни, реакционные формы интерпретации становятся нормой для фундаменталистов, которые стремятся закрыть глаза, уши и разум от заразы секулярного упадка. Призыв фундаменталистских религий наиболее силен среди тех, кто стал жертвами современных секулярных сообществ, экономически или социально. Нет ничего более очевидного, чем распространение фундаменталистской формы ислама среди беднейших людей различных географических областей по всему миру.
IV.
Таков, возлюбленные семинаристы, мир, в который вы будете посланы служить. В разуме секулярного человека нет Бога, или даже вопроса о Его существовании. Это, очевидно, состояние серьезной болезни. Какими должны быть модели исцеляющего слова, которые вы будете применять для духовно больных людей? Какая медицина приведет к истине, которую вы хотите предложить?
Позвольте мне в последней части моего выступления кратко очертить природу православного христианского ответа на болезненность нашего современного мира. Во-первых, мы должны утверждать нашу церковную позицию как свидетели Истины. Абсолютной Истины, открытой Христом, Воплощенным Богом. В нашем постмодернистском мире слово «истина» как нечто абсолютное уже не существует. Но реальность состоит в том, что если есть Единый Бог, тогда может быть только одна истина.
Истина, свидетелями которой мы являемся, не есть первая из всех философских систем. Истина есть опыт живой личности Иисуса Христа, Который сказал: «Я есть Истина» (Ин. 14, 6), и Который молился, чтобы Его ученики были «освящены истиной» (Ин. 17, 19). Истина воспринимаема и видима в жизни, которая изменяется посредством прикосновения невидимой руки Великого Врача душ и телес, нашего Воскресшего Господа. Без благословения этого преображения, которое приходит через истинное покаяние и совершается по благодати Божией, никакой священник или епископ не будет свидетелем Истины. Свидетельство истины Христа, устанавливающее ее абсолютный характер, составляет самую действенную и спасительную медицину или противоядие лжи современной жизни и плачевной релятивизации истины в секулярном мире.
Во-вторых, мы предлагаем жаждущему человечеству истинное почитание Бога и великое разнообразие богослужений, существующих в нашей Православной Церкви, в радостном согласии с повелением Господа: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Если болезненность мира состоит в удалении от Бога, то исцеление — в возвращении к Нему, в служении Ему. Подлинное поклонение есть химиотерапия от рака секуляризации и экзистенциального отчуждения. В нашем православном богослужении мы радуемся как слуги перед Господом, принимая с благодарностью Его божественную любовь и все ее дары. Мы жаждем разделить сокровища православной христианской молитвы и пения со всеми людьми, так что все могут радоваться в сиянии присутствия Воскресшего Христа через опыт Божественной литургии.
В-третьих, мы говорим о проявлении любви Бога в нашей собственной любви, которая подобна любви небесного Отца: безграничная, личная и без всякой дискриминации. Без любви, без истинного, личного и заботливого отношения к нашим ближним наша проповедь будет тщеславием. Действия говорят громче, чем слова, говорят в Америке. Так и святой Павел предписывает Тимофею: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе». Человеколюбие является сердцевиной христианского послания. Вы не можете быть действенными свидетелями Истины; вы не можете быть действенными целителями страдающих душ, если из вашего сердца не исходит любовь, если сердце ваше не полно любви, принятой от Господа. «Мы любим, потому что Он первым возлюбил нас», — говорит святой евангелист Иоанн (1 Ин. 4, 19). Вне этой божественной и жертвенной любви невозможно никакое выражение любви.
Наконец, то, что мы предлагаем в качестве медицины для мира, является не просто моделью слов о Христе, но моделью слов, жизни и веры, которая делает так, что Христос присутствует в каждом месте, куда мы идем. Таким образом, мы предлагаем всего Христа, истинного Христа.
Но чтобы передать истинное присутствие Христа, мы должны непоколебимо следовать модели Его учения, мы должны следовать по Его стопам (ср. 1 Петр. 2, 21). И Его стопы ведут ко Кресту! Огни ненависти горят в мире, где все разрешено, и эти огни не погаснут, если на них отвечать тем же. Последователь Христа может присоединиться к Нему и преодолеть искушения падшего мира, только впитав в себя ненависть и вместо ненависти показав любовь. Послушание этому учению передает настоящее присутствие Христа и устанавливает истину веры на твердом основании. В этом смысле мы можем понять триумфальное высказывание святого Иоанна, возлюбленного ученика Господа: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).
Когда святые Кирилл и Мефодий пришли к славянам, разве их слова не стали целительными для общества, в которое они пришли? Святой князь Владимир сам является одним из главных примеров исцеляющей силы их миссии. До крещения он был человеком с большими аппетитами, смелый в битве и часто беспощадный и кровожадный. После крещения он открыл врата своего дворца для нуждающихся и разделил свою трапезу с бедными. В его время пытки и телесные наказания были отменены. Он построил дома для престарелых и слабых. Его сыновья Борис и Глеб стали святыми страстотерпцами благодаря их решимости следовать исцеляющей любви Христа.
Накануне памяти святых Кирилла и Мефодия вы, как их духовные потомки, должны иметь большое мужество в следовании их примеру, в силе держаться образа исцеления словом, которую дали они. Эта сила изменила мир! Для меня, сына Фессалоник — города святых Кирилла и Мефодия — и Экзарха Вселенского Патриарха Константинопольского, который послал их на их апостольскую миссию евангелизации нести Благую весть Евангелия, большая честь быть здесь с вами и радоваться их незабываемому наследию — верности Евангелию, Истине, правильному поклонению, безграничной любви.
Я говорил ранее о 60 миллионах людей в Америке, которые являются «нецерковными». Некоторые римско-католические и протестантские богословы в США говорили мне, что эти люди в сущности — не признавая этого — смотрят на Православие, жаждут Православия. Такие нецерковные люди могут быть также и здесь, в России. Что бы сделали сегодня святые Кирилл и Мефодий, если бы они были здесь? Но они с нами сегодня! Они призвали бы нас дотянуться до нецерковных, достичь каждого, чтобы каждого привести в объятия Христа, Господа Иисуса Христа, Слова, которое было от начала, и Который есть Альфа и Омега Вселенной.
Пусть Он, Воскресший Господь, всегда будет с вами.
Печатается с сокращениями
|