В Покровском монастыре открылась Международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности». Мероприятие приурочено к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В своих докладах ее участники освящают темы исторической традиции древнерусского иночества, способы организации современной монашеской общины, совмещение настоятелем монастыря духовничества с административной функцией, условия принятия нового брата или сестру в монашескую семью и др.
Форматом мероприятия предусмотрено, что после каждого доклада отводится время на вопросы и ответы, в которых участники конференции могут уточнить интересующие их детали. Так наиболее оживленное обсуждение вызвал вопрос совмещения игуменом духовного окормления братии и выполнения своих административных обязанностей. Проблема в том, что в силу своей должности на игумена ложится столько забот по обеспечению жизнедеятельности монастыря, что если у него нет помощника, про окормление братии можно забыть. Однако это недопустимо. В докладе архимандрита Елисея, священноигумена афонского монастыря Симонопетра, представленном насельником обители монахом Серапионом прозвучала мысль, что эта проблема на Афоне решается распределением административных обязанностей между собором старцев (герондией), которые берут на себя главные обязанности управления (наместника, казначея, заведующего канцелярией и др.). Таким образом игумен освобождается от значительного бремени повседневных обязанностей. По мнению отца Серапиона в российском варианте это можно решить «приглашением помощников из вне. Или найти такого человека среди братии. Выход всегда есть, если есть желание».
В свою очередь митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий отметил, что за 25 лет в возрождающемся российском монашестве появились игумены и игуменьи, кто мог бы поделиться опытом в решении этой проблемы. «Мы не в пустыне живем, есть у кого поучиться. Или обратитесь к опыту Греческой, Румынской, Сербской, Болгарской Поместных Церквей. Просите и обрящете, стучите и откроют вам Лк (гл. 11, ст. 9). не сидите сложа руки».
Еще один актуальный вопрос, через какое время жизни в монастыре можно принимать в число братии трудников, в том числе из инославных (например, в недавнем прошлом - мусульман). По мнению архиепископа Берлинского, Германского и Великобританского Марка нужно четко понимать, что новоначальные не присоединяются к Церкви, а принимают Таинство Крещения. Не важно, был человек мусульманином, католиком или протестантом. «Этих людей нельзя сразу принимать в монастырь, какое-то время они должны стать прихожанами одного из храмов, - сказал архиепископ. - Не редко человек после крещения горит любовью ко Христу, но этот огонь очень быстро и часто угасает, человек становится другим. Поэтому надо все время наблюдать за ним и поддерживать его. И только через какое-то время его можно принять в монастырь, да и то с опаской, не оставляя духовную поддержку. Человек не делается
православным автоматически, он должен врастать в Церковь и это длительный процесс». Между тем митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий убежден, что до принятия даже в послушники, человек должен пожить в монастыре в статусе трудника до десяти лет, чтобы ни ему ни настоятелю монастыря не пришлось потом раскаиваться в поспешно принятом решении.
Участники конференции говорили также о том, что хорошей практикой могли бы стать поездки монашествующих в другие монастыри, не только России, но и за рубеж, чтобы ознакомиться там с опытом духовной жизни. В частности такая практика наблюдается в Белоруском экзархате, где насельники монастырей посещают Афонские монастыри и впитывают живую традицию монашеской жизни.
Обсуждая вопрос перевода монашествующих в другие монастыри, митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий отметил, что нельзя без согласия монашествующего переводить его в другой монастырь и необходимо учитывать его физические и духовные силы. С ним согласился и архиепископ Сергиево-Посадский Феогност: «Одно дело, когда послушник дал обет послушания, и другое ответственность игумена и правящего архиерея. Непродуманные действия вместо смирения могут привести к озлоблению. Много случаев, когда монахов начинают посылать по таким командировкам и ни к чему хорошему это не приводит». Ведь Святейший Патриарх ждет от священноначалия таких результатов, когда итогом руководящих действий будет воспитание смирения и любви, а не отторжение от монашеской жизни.
В первый день на конференции также выступили епископ Боярский Феодосий (Киевская духовная академия), епископ Лидский и Сморгонский Порфирий (Белорусский экзархат), епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин и другие.
В конференции принимают участие около 180 монашествующих из 80 епархий, из них 8 архиереев, 50 архимандритов и игуменов, 67 игумений из России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, Греции и Германии.
Завтра конференция продолжит свою работу. Одним из ее мероприятий, в частности, станут два Круглых стола : «Отеческое отношение к братии и управление монастырем» (для игуменов) и «Материнское отношение к сестрам и управление монастырем» (для игумений).