Сегодня, 29 января, в зале заседаний Совета Федерации состоялось пленарное заседание IV Рождественских Парламентских встреч. С основным докладами выступили спикер верхней палаты Валентина Матвиенко и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Матвиенко: «Не железный занавес, а заслон перед эрзац-культурой»
На правах хозяйки Валентина Ивановна открыла заседание и в своей продолжительной речи коснулась стоящих перед страной главных проблем, справиться с которыми, по ее мнению, поможет соработничество Церкви и государства.
«Мы видим, как в ряде западных стран изощренно и цинично подменяются понятия добра и зла, низвергаются традиционные семейные и нравственные идеалы. Серьезная угроза исходит от экстремистских и террористических организаций, искажающих смысл духовных учений, разжигающих войны и ненависть среди народов, - заметила Матвиенко. – Все эти вызовы и угрозы требуют серьезного осмысления. Твердо убеждена, что справиться с ними, победить в навязанной нам борьбе, а точнее сказать - открытой войне за умы, идеи и ценности можно только совместными усилиями государства, общества, Православной Церкви, других традиционных религий России и каждой крепкой российской семьи. Ведь один из уроков нашей тысячелетней истории состоит в том, что страна выжила, окрепла, создала уникальную цивилизацию, стала великой державой в огромной степени благодаря тому, что во всех испытаниях русский, другие российские народы, российское государство оставались верными своим нравственным, духовным основам, опирались на них. Я имею в виду сбережение и вместе с тем развитие наших традиционных ценностей. Таких, как сильное государство, независимость, патриотизм, свобода, справедливость. Как равноправие и сотрудничество народов, религиозных конфессий. Как коллективизм, взаимопомощь, крепкая семья, ее поддержка. Именно эти, традиционные, а точнее, фундаментальные ценности определяют нашу национальную, российскую идентичность. Именно они задают ориентиры общественного, государственного устройства, культуры, духовной жизни. Именно они сплачивают, консолидируют общество, нацию.
Противники традиционных ценностей видят в них основное препятствие свободе человека, то, что не дает реализовать ее полностью. Не могу с этим согласиться. Дело в том, что свобода может пониматься, толковаться как «свобода от» и как «свобода для». На Западе упор сделан на первое: свобода как освобождение от всех и всяческих ограничений в культурной, нравственной области, как движение к вседозволенности. Выбор России, Русской Православной Церкви прямо противоположный: свобода понимается как снятие препятствий, как расширение возможностей для утверждения выстраданных человечеством высших нравственных, духовных идеалов, целей, творения добра. И этот разрыв, водораздел в области информации, культуры, духа становится, к сожалению, все шире и глубже.
То, что государство и Церковь выступают перед лицом угрозы разрушения духовных устоев общества, семьи, человека с единых позиций, - благо для России, залог того, что мы выстоим перед лицом любых испытаний. Такое сотрудничество особенно важно сейчас, в условиях развязанной против России информационной войны. По агрессивности риторики, по жесткости пропагандистских формул, накалу русофобии ничего подобного не было с худших времен «холодной войны».
Мы должны быть готовы к этому. Важно, прежде всего, опережать наших оппонентов, в формировании повестки дня в информационной и духовной сфере, а не двигаться по заданной извне колее. В мире растет запрос на традиционные ценности, и Россия – одна из немногих стран, которая в состоянии удовлетворить этот запрос своей культурой, искусством, просветительской и воспитательной работой.
Важнейшее условие этого – сохранение и укрепление культурного суверенитета Российской Федерации. Сразу же подчеркну, что речь не идет о воздвижении нового «железного занавеса», культурной изоляции страны. Для культуры такая политика смерти подобна. Речь о защите российского общества от ничем не ограниченной внешней идейной и ценностной экспансии. О недопущении распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости.
Любая власть не только вправе, но и обязана защищать свою страну, свой народ, свою культуру от такого рода угроз. Мы ставим заслон не мировой культуре, частью которой является и культура нашей страны. Мы ставим заслон тому, что я бы назвала эрзац-культурой. Противодействие ей – дело не только государства, но и гражданского общества, средств массовой информации. Но в первую очередь – это долг самих деятелей культуры. Мы должны поставить заслон безнравственности, цинизму, человеконенавистничеству, наконец, пошлости, дурному вкусу.
Россия – страна талантливых людей, блестящей культуры, искусства. Мы не должны подлаживаться под веяния западной моды. Мы можем и должны продолжать традиции нашей, высокой культуры. Это безусловное наше конкурентное преимущество».
Патриарх: «Традиция – фильтр на основе Божественного критерия нравственности»
Взявший далее слово Предстоятель, как он сам заметил, решил несколько сократить выступление, поскольку в первом докладе узловые моменты повестки дня, самые весомые ее тезисы оказались раскрыты весьма подробно. Однако Святейший Патриарх заострил внимание на отдельных, крайне важных для церковных людей, векторах развития страны, напомнив вначале об основной теме только что завершившихся Международных Рождественских образовательных чтений – взаимоотношения традиций и новаций в развитии общества.
«С новациями связывается прогресс — научный, технический, а значит, изменение жизни людей к лучшему. А где же осталась традиция? А традиция осталась на периферии общественной жизни. Если вы спросите у человека: «Ну, хорошо, новый автомобиль — это здорово. И новый гаджет — это хорошо. А ты знаешь, что такое традиция? Вообще, нужна ли нам традиция?» — то не каждый сразу ответит правильно. Во-первых, слово «традиция» понимается по-разному. Во-вторых, традиция сегодня не является идеологическим фактором, определяющим современную жизнь.
На самом деле, устойчивое развитие общества может осуществляться только при правильном взаимодействии традиционного и новаторского начал. Если будет только традиция, но не будет новаторства и движения вперед, то развитие человеческой цивилизации остановится. Да такого и быть не может, потому что Бог создал человека, предрасположив его к творчеству. А результатом творчества всегда является новое. Сам Господь сказал: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Не «сотворил новое» — «творю все новое».
Поэтому творчество и новации — это тоже часть Божественного замысла. А традиция — это то, что помогает людям выбирать из всего нового только самое важное и существенное, то, что само потом становится частью традиции. Традиция — это некий фильтр, но не бездумный, не безыдейный, а имеющий в основе своей Божественное начало, Божественный критерий.
Вот здесь возникает вопрос, что это за критерий. А ответ такой: критерий — это Богом созданное в человеке нравственное начало. Мы пропускаем все, что происходит с нами, — каждое слово диктора, если внимательно смотрим телевизионную передачу, каждое слово писателя, если внимательно читаем книгу, — через себя, через свой внутренний духовный мир, фундаментальной частью которого является нравственное начало.
Поэтому в центре традиции — нравственные ценности. Все что угодно может быть изменено. Могут появиться разные взгляды на архитектуру, на живопись, на политическое устройство, но не может появиться разных взглядов на нравственность, потому что нравственность — не от человеков, она дана свыше. А если бы нравственность, как некоторые утверждают, была плодом общественного развития, то, уверяю вас, от нее бы уже давно ничего не осталось. Но тогда у человечества не было бы никакой надежды на всеобщий консенсус».
По мнению докладчика, именно поэтому в центре традиции находится нравственное начало: оно не от человеков, но дано свыше. В свою очередь, вырастающий на нравственном консенсусе данный критерий формирует традиционное право и справедливый закон. Они обеспечивают непрерывность социальной стабильности и устойчивое развитие человеческого общества. Но это, разумеется, в идеале. В реальности же право под влиянием вседозволенности, неограниченной свободы личности, крайнего индивидуализма постепенно начинает бросать вызов нравственным ценностям, объявляя их ненужными и даже мешающими общественному развитию. В результате подвергаются эрозии и подрываются важнейшие институты современного общества – семья и школа. Самый яркий пример выпадения права из европейской традиции – легализация «однополых союзов», беспрецедентная попытка человеческим законом оправдать грех. «Мы не знаем, что последует дальше, какие еще грехи будут легализованы, а значит, оправданы, - замечает Патриарх. – Тем самым у людей сформируется твердое убеждение, что никакого греха вообще не существует, а существует вариативность человеческого поведения, и неизвестно, куда уйдет род человеческий, если будет жить на основе таких представлений».
Четыре главных направления
Его Святейшество перечислил неотложные задачи, стоящие перед российским обществом в свете вышесказанного. Прежде всего это отстаивание традиционных понятий семьи и брака, защита семей от неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь и увязанная с ними проблема противодействия абортам («в этой области в России одно из самых либеральных в мире законодательств»): «Церковь продолжает призывать к выведению абортов из системы обязательного медицинского страхования, к исключению из свободной продажи химических абортивных средств, к проведению обязательных консультаций женщины, обратившейся с просьбой сделать аборт, с психологом, призванным не просто поговорить с женщиной, но и постараться отговорить ее от этого рокового шага. По оценкам экспертов все эти меры могут позволить, как минимум, троекратно сократить число абортов в России».
Вторая группа проблем – наркомания и алкоголизм, широкое распространение курительных смесей. «К сожалению, до сих пор в медийном пространстве сохраняется реклама алкогольной продукции. Имеют место даже попытки лоббировать ее расширение, что объясняется, например, заботой о повышении тиражей журналов и газет. В связи с этим полагаю достойными поддержки законодательные инициативы, направленные на дальнейшее ограничение или полное исключение рекламы средств, разрушающих здоровье человека».
Третий момент в ряду важнейших – материальное положение соотечественников, коррупция, цены на жилье и услуги ЖКХ: «К сожалению, пропасть между богатыми и бедными, усугубленная отсутствием реального общения между ними, не только создает социальную напряженность, но и ввергает людей в опасные духовные состояния: уныние, отчаяние, утрату веры, надежды и любви, так что сбываются слова Спасителя: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). Беззаконие никогда не остается без наказания не только в веке будущем, но и в этом. Когда охладевает любовь, когда человек теряет способность любить другого на протяжении всей своей жизни, это говорит о духовном неблагополучии. А ведь любовь — это высшая ценность. Если люди потеряют способность любить, они перестанут быть людьми в полном смысле этого слова(...) Сегодня ко мне поступает, наверное, больше писем, относящихся к ЖКХ, чем писем, отражающих духовные проблемы. И когда мне присылают и показывают счета, получаемые от управленческих компаний, я сам не могу найти объяснение этому явлению. Это очень важная проблема, и она должна решаться и на уровне законодателей, и на уровне исполнителей».
И, наконец, в очередной раз Святейший Владыка подробно затронул область образования. Здесь он коснулся необходимости распространения Основ православной культуры за пределы четвертого класса общеобразовательной школы, а также заострил вопрос на несправедливо заниженном нормативе финансирования частных школ (как известно, к ним действующее законодательство относит все религиозные, в том числе православные, средние учебные заведения): «Несмотря на закрепление в законе принципа равного нормативного финансирования государственных и негосударственных школ, реализующих государственный образовательный стандарт, некоторые региональные и местные власти изыскивают способы финансировать православные школы по заниженным по сравнению с применяемым к государственным или муниципальным школам нормативам, фактически по остаточному принципу. Например, все государственные школы в регионе переводятся в статус участников некоего пилотного проекта по развитию образования, для которых устанавливается повышенный по сравнению с базовым норматив финансирования. При этом негосударственные школы в число участников этого пилотного проекта под различными предлогами не включаются. Хочется задать вопрос авторам такой схемы: понимают ли они, что фактически дискриминируют православные школы, дискриминируют своих граждан, детей и родителей, нарушая не только дух, но и букву закона?
Возможно, следует также поставить финансирование школ в зависимость от сложности и углубленности обучения. Нелогично, когда школа с гимназическим уровнем образования, то есть с очень насыщенной дополнительной программой, финансируется на том же уровне, что и обычная общеобразовательная школа».
И хотя Патриарх не назвал раскритикованный им регион, очевидно: речь идет о Москве. «Церковный Вестник» неоднократно поднимал ему вопиющего беззакония в финансировании столичным бюджетом православных гимназий (см. публикации "Последний звонок" от 5 марта 2012г., "Субсидии для московских православных школ: продолжение истории" от 13 марта 2012г., "Куда уходят деньги" от 18 февраля 2013г. и "Налог на веру" от 26 февраля 2014г.,), но реакции от городских властей, увы, не дождался. Надеемся, хотя бы Патриарху мэр Москвы Сергей Собянин сумеет объяснить, по какой причине считает возможным дискриминировать православное население своего города.
Взявшая в ходе дискуссии слово Валентина Матвиенко разделила озабоченность Святейшего Патриарха Кирилла большим количеством абортом в стране и рассказала о деятельности рабочей группы, созданной под эгидой парламента с участием глав профильных министерств и ведомств. «Часть подготовленных согласованных предложений содержится в изменении нормативных актов Минздрава. А вчера мы внесли в Госдуму законопроект о запрете в открытой розничной продаже медикаментов для искусственного прерывания беременности, - сообщила Матвиенко, сорвав аплодисменты в зале. – Есть в нашем плане на нынешнее полугодие и ряд других конкретных законодательных мероприятий».
Выступивший в прениях зампред Госдумы Сергей Железняк коснулся проблем нравственности, семейных ценностей, затронул вопросы наркомании и суицида в молодежной среде: «Это формирующиеся у детей и молодежи виды опасной зависимости, которые погружают человека в иллюзорный мир, отрывает его от семьи, веры, друзей, уничтожает навыки общения в реальной жизни, меняет представление о добре и зле. Такие люди, по сути, рискуют лишиться возможности реализовать себя в будущем, создать семью, нести ответственность за свои поступки, быть достойным гражданином своей страны».
Затем на трибуну поднимались губернатор Ростовской области Василий Голубев, писатель Сергей Шаргунов, министр правительства Москвы – руководитель департамента культуры Александр Кибовский и абсолютный победитель конкурса «Учитель года – 2015» Сергей Кочережко. Кроме того, состоялась церемония награждения детей – победителей XI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».
Дискуссия выдалась по-деловому плодотворной и прошла в хорошем рабочем тонусе. Жаль только, пишущую прессу администрация Совета Федерации не нашла возможности разметить хотя бы на самом высоком балконе в зале заседаний. Трудно поверить, что в главном помещении верхней палаты российского парламента не нашлось скамьи для нескольких журналистов, и семи репортерам, в числе которых оказался и корреспондент «ЦВ», пришлось довольствоваться внутренней телетрансляцией. Такое решение стало неприятной новацией, и остается надеяться, что оно не приобретет статус традиции.
КОММЕНТАРИЙ
Елена МИЗУЛИНА, зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству: ОСТАТОЧНЫЙ ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ШКОЛ – ДИСКРИМИНАЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Патриарх говорил о значении традиционных ценностей, духовно-нравственных ориентиров в современном обществе и том, как они соотносятся с неизбежным движением вперед, развитием и прогрессом. Важная мысль, прозвучавшая из уст Святейшего, касалась роли закона в современных реалиях. Право должно проецировать нравственность на все сферы жизни общества, считает Патриарх. Если закон перестает отвечать и соответствовать духовно-нравственным ценностям, то фактически она начинает порождать произвол. Согласно официальной статистике, за последний год количество абортов в стране увеличилось на сорок тысяч. При этом только по официальным данным в России в год прерывается более 900 тысяч беременностей. Позиция Церкви в том, что аборт — это узаконенное детоубийство. Необходим закон, запрещающего розничную продажу лекарственных средств, искусственно прерывающих беременность, так называемых, таблеток «бэби-капут». На этой неделе он внесен в Думу. Следующий важный шаг, который может стать решающим — выведение абортов из системы обязательного медицинского страхования. Впервые сегодня из уст Предстоятеля прозвучало предложение об обязательной консультации психолога для женщины, решившейся на аборт. Эта мера способна повлиять на то, что в конце концов женщина изменит свое решение. Еще одна важная тема — недофинансирование православных школ. Сейчас ситуация такова, что финансирование государственных общеобразовательных школ в среднем по стране в два раза превышает финансирование православных школ, которые финансируются, фактически, по остаточному принципу. По словам Святейшего, мы имеем дело, по сути, с дискриминацией православного образования. На мой взгляд, сложившаяся ситуация несправедлива. Тем более, что к качеству образования в православных школах вопросов никогда не было. Это, как правило, очень успешные школы с сильными учениками, побеждающими на олимпиадах. Две трети выпускников таких школ поступают в вузы».