В рамках XXIV Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя состоялась секции «Воспитание в духовных школах: богословские и психологические аспекты» и «Психологические проблемы и церковная жизнь», участники которых размышляли о проблемах обучения будущих пастырей и о объеме их компетенций в области психологии и душепопечения.
О подготовке будущих пастырей говорили на секции «Воспитание в духовных школах: богословские и психологические аспекты». Участники секции размышляли над вопросом- что есть «пастырь добрый», какими качествами он должен обладать и как их в нем воспитать. Ведущий секцию ректор Хабаровской духовной семинарии (ХДС), канд.психол.наук митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий ответил на эти вопросы в докладе «Основной фактор и критерий акмеологического развития пастыря». Он убежден, что деятельность духовных школ должна основываться на принципах системности. «Системно должен быть организован научный, учебный, воспитательный процесс, и все внутреннее образовательное пространство, - подчеркнул архиерей. - А для этого необходимо четкое понимание конечной цели - кого формирует духовная школа - сформулированной в духовно-психолого-педагогических терминах и понятиях. Но такого «конечного портрета» мы как раз и не имеем, хотя попытки создать его осуществляются. С другой стороны, современный пастырь призван совершать свое служение в совершенно новых, нетрадиционных для Церкви условиях и обращаться со словом Божьим к современным, в большинстве своем нецерковным людям. Поэтому нужно этого знать их проблемы, которые, в основном, имеют характер не духовный, а психологический. И то, и другое требует от пастыря не только знаний в психологии, но и определенных психологических навыков». Митрополит Игнатий рассказал, что главным фактором в воспитании семинариста является, по терминологии пасторологов, развитие в нем «пастырского настроения», которое заключает в себе три основных элемента: посредничество, пастырскую любовь и самоотвержение.
«Если наш студент на воспринимает себя, как посредник между Богом и своими прихожанами, если он не относится к людям с пастырской любовью, если он самоотверженно не служит им, он не может быть пастырем»,- подчеркнул выступающий. Поэтому в ХДС создаётся практико-ориентированная система обучения, когда все, что семинаристы изучают теоретически, в аудиториях, они закрепляют, применяют, опробуют в работая в епархиальных отделах. Это называется — пастырская практика. Молодые люди помогают в больницах и бездомным, ходят в тюрьму, участвуют в организации молодежной работы на приходах и т.д. Им приходится преодолевать собственные брезгливость, отвращение, эгоизм, невежество. Но в результате осознают свое призвание к тому или иному направлению работы. А практическое использование теоретических знаний дает более глубокое усвоение материала и усиливает мотивацию к учебе.
Говоря о трудностях, с которыми придется столкнуться организаторам такой практики, руководитель пастырской практики в ХДС священник Евгений Сергеев уточнил, что не просто подобрать мероприятия, которые бы не только развивали семинаристов, но и были бы им по силам. Или совместить учебное задание семинариста с учебной программой. Каждый отдел обычно преследует свои цели и для участия в мероприятии семинариста план нужно дорабатывать. Кроме того, сложно подобрать учебное задание к конкретному мероприятию отдела. Поэтому нужен куратор, выполняющим функцию связующего звена между епархиальным отделом и семинаристами.
Известно, что в своем служении священникам приходится общаться в том числе и с людьми, находящимися в тяжелом душевном состоянии. Например, получившими психологическую травму и находящимися в острой стрессовой ситуации (смерть близких, насилие и т. д.) или с теми, кто запутался в собственных психологических проблемах. О том, как распознать суть проблемы, с которой обращается человек, а главное, чем может ему помочь священник, делились практическим опытом остальные участники секции.
Так кризисный психолог Михаил Хасьминский организует консультативную помощь людям в стрессовой ситуации на группе сайтов «пережить.ру». Об актуальности портала говорит посещаемость — 70 тыс. человек в день. Доклад был посвящен теме «Особенности эмоционального и чувственного восприятия в духовном окормлении и психологическом консультировании». Может оказаться, что оказавшись с тяжелой ситуации, человек впервые пришел в храм, как за последней надеждой. И важно знать, как именно его можно поддержать, не оттолкнуть. «К нам обращаются самые разные люди - и потерявшие близких, пережившие насилие, страдающие неизлечимыми болезнями, склонные к суициду. Зная, что на портале работают православные психологи и священники, они рассчитывают получить помощь и поддержку. Поэтому участвовать в этой работе мы приглашаем семинаристов, это будет хорошая практика в душепопечении, которая убережет их в будущем от ряда ряда ошибок и промахов», - отметил Михаил Хасьминский.
О психологических проблемах, с которыми приходится сталкиваться психологу при консультировании православных верующих размышляла в докладе «Психологические механизмы искажений религиозного опыта» православный психолог Марина Филоник. «К этим проблемам можно отнести трудность осознания своих чувств, дефицит ценности себя (невроз самооценки), зависимость от авторитета (в том числе и духовника), искажение образа Бога. И речь идет не о психическом расстройстве или болезни, просто человек пока еще не научился слышать себя и распознавать свои переживания. Однако такая неосознанность может стать препятствием для честных отношений в том числе с Богом», - убеждена психолог.
Опытом общения с травматиками (людьми, в чьей жизни случилась психологическая травма, повлиявшая на формирование психики) поделилась аналитический психолог Лидия Сиделёва в докладе: «Особенности взаимодействия с травматиками в психотерапии и душепопечении». “Травматика можно сравнить с человеком, в комнате которого разбито окно. Но вместо замены стекла, он начинает адаптироваться к возникшей ситуации- одевается теплей, придвигает к окну шкаф и т. д. Но ремонтировать окно ему и в голову не придет», - сказала она. Признаками травматика являются отсутствия радости в жизни и потеря интереса к ней, утрата чувствительности, отсутствие влечений к жизни, творчеству и т. п. В православной жизни это выражается, в частности, в обрядоверии, как в стремлении снять внутренние тревоги, создав некие ритуалы, организующие жизнь. «У травматика нет внутренних смыслов, ему нужны внешние смыслы», - уточнила психолог. Обычно это выражается в действии ради действия. Поэтому пост, например, превращается в голодание с безудержным количеством поклонов. Особенность помощи таким людям в том, что они нуждаются не в советах, а в том, чтобы кто-то их выслушал, понял, побыл рядом с ними, принял его таким, каков он есть, научил различать мысли, чувства, поступки и контролировать свои действия. «В целом же, этой проблемой занимается когнитивная психология»,- отметила Лидия Сиделева.
Помогая людям, находящимися в психологическом кризисе нельзя механически советы святых отцов и использовать их практику, отметил митрополит Игнатий. Нужно помнить: их глубокие покаянные молитвы, уничиженный настрой рождались в свете открывшейся им непостижимой Христовой любви. И свою нечистоту они увидели именно на этом фоне. «Только в этом случае самоуничижение способно сделать человека ближе к Богу, не оставить в червячном состоянии, не извести в унынию или отчаянию, - сказал архиерей. - Поэтому, каждого воцерковляющегося, священник должен вводить в мир Церкви постепенно. Давать ему духовно-аскетические упражнения, в той мере, которую тот способен воспринять». Помнить самому и учить этому других: Бог есть Любовь. Эта любовь разлита повсюду, а все остальное - её следствие или отсутствие. «Чтобы действительно, а не мечтательно понять свою греховность, нужно знать, что Господь тебя создал добрым. Что Он Сам — хороший, добрый , близкий. Он рядом и зовет к Себе и за Собой. А грехи твои - большая, серьёзная, но все же лишь помеха, вот и избавляйся от них.», - заключил митрополит Игнатий.