В Москве состоялся XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Гран-при достался фильму Сергея Мокрицкого «Я — учитель». Это рассказ о человеке, который живет с семьей на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Он должен преодолеть свое малодушие и страх, чтобы выполнить задание погибшего советского диверсанта. О том, в чем особенность отбираемых на конкурс картин, какие проблемы и перспективы у кинематографа, снимающего игровое кино на христианскую тематику, чем отличается «Лучезарный ангел» от других православных кинофестивалей, нам рассказал заместитель сопредседателя Оргкомитета фестиваля, игумен Киприан (Ященко).
-Выше Преподобие, расскажите, пожалуйста, как создавался фестиваль?
-Более десяти лет назад в храме Христа Спасителя в Зале Церковных соборов состоялся круглый стол, на котором решалась судьба православного кинематографа. В нем участвовали представители государства и Церкви, в числе которых были управляющий делами Московской Патриархии РПЦ Митрополит Калужский и Боровский Климент и тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Соколов.
Тогда представители Церкви обратили внимание режиссеров на то, что производимые ими фильмы не только не приближают человека к Богу, но даже не дают ему никаких основ и примеров нравственной и порядочной жизни. В ответ кинематографисты возразили, что кассовое кино для массового зрителя строится на конфликте между добром и грехом, то есть в фильме должен присутствовать определенный набор низменных человеческих страстей. Поскольку мы были с этим категорически не согласны, они предложили нам попробовать создать такие фильмы, которые бы учили добру, и люди бы захотели их посмотреть. Так и родился наш кинофестиваль.
И скоро появился фильм «Поп» (2009, реж. Владимир Хотиненко), который собрал в российском прокате около двух миллионов долларов и более трехсот тысяч зрителей. На сегодняшний день таких фильмов очень мало, они появляются не каждый год.
-В чем отличие «Лучезарного ангела» от других православных кинофестивалей?
-Принципиальное отличие в том, что во главе нашего фестиваля стоят священнослужители и миряне, благословленные Святейшим Патриархом: председатель Оргкомитета фестиваля — Светлана Медведева, сопредседатели - министр культуры РФ В.Р. Мединский и архиепископ Верейский Евгений. Кроме того, существует духовный экспертный совет отцов (в его состав входят протоиереи Владимир Волгин, Александр Ильяшенко, Павел Великанов и другие священнослужители, а также актер Николай Бурляев и сценарист Лев Чернявский), который соборно решает, подходит ли тот или иной фильм для фестиваля. Решение о включении в конкурс принимают как минимум три священника.
Отбор проходит в три этапа. Сначала привлекаются фильмы, которые с точки зрения комиссии обладают необходимым художественным уровнем, затем священство рассматривает их с точки зрения духовных достоинств. В конце формируется программа фестиваля - определяются фильмы на конкурс (таких около 80-и) или для специального показа.
-Где можно посмотреть эти фильмы после фестиваля?
-К сожалению, их можно увидеть только на кинофестивалях в других городах. 80-90% фильмов, которые демонстрируются у нас на фестивале, не ставят в прокат и их не покупают телепродюссеры. Например, в прошлом году победителем фестиваля стал фильм «Находка» (2015, реж. В. Демент, в главной роли Алексей Гуськов), который купили Китай и Франция, но в России он почти нигде не демонстрировался. Несмотря на его глубину и мастерскую игру актеров, он так и не вышел в широкий прокат. К счастью, сегодня его можно найти в Интернете.
-В чем достоинства фильмов, о которых вы говорите?
-В том, что их можно посмотреть до конца без ущерба для своей души. И с этой точки зрения, таких фильмов сегодня, на мой взгляд, один из тысячи. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы выловить в мутной воде золотые песчинки.
-В наше время очень актуальна проблема возрождения семейного кинематографа. Чем тут помог «Лучезарный ангел»?
-Благодаря «Лучезарному ангелу» и другим православным кинофестивалям отобрано около двадцати тысяч фильмов разных лет, которые соответствуют христианскому мировоззрению и подходят для семейного просмотра. Теперь остается создать механизм их распространения. Вероятнее всего он должен быть связан с каким-то интернет-порталом, на котором можно было бы посмотреть такие фильмы без посредника в лице федерального канала и кинопроката.
Мы связываем надежды с конкурсом видео в интернете «Доброе кино», презентация которого состоялась в этом году на фестивале
-Недавно в Издательском совете на круглом столе, посвященном теме современного христианского кинематографа, митрополит Климент предложил снимать фильмы о новомучениках. Как вы расцениваете перспективу появления образов новомучеников в современном художественном кинематографе?
-Думаю, что если бы удалось включить номинацию «Создание фильмов о новомучениках» в конкурс «Православная инициатива», то многие режиссеры и сценаристы проявили бы к этому интерес. Победители бы получали значительные суммы на производство таких фильмов. Например, в рамках нашего фестиваля победитель в номинации «За лучший сценарий» получает два миллиона рублей. Это исключительный пример, таких сумм нет ни в одном аналогичном конкурсе. Да, шедевры пока не появились, но есть неплохие сценарии. К сожалению, из-за отсутствия финансирования они все ложатся «на полку», так сказать, до лучших времен. Но если есть призыв снимать фильмы о новомучениках, то приглашаю всех подумать над тем, как это можно сделать.