Из источников интернет-портала tver.bezformata.ru. На победу претендуют полтора десятка работ, макеты которых выставлены в зале экспозиций Государственного Исторического музея (здание Музея Отечественной войны 1812 года на площади Революции). Через год монумент должен появиться на столичной Поклонной Горе. Как считает настоятель соседнего Георгиевского храма (Патриаршее подворье) протоиерей Серафим Недосекин, среди прошедших сито предварительного отбора претендентов есть как откровенные удачи, так и не лучшие представители авангардного направления современной скульптуры, появления которых в святом для любого русского человека месте следовало бы избежать.
1 августа Россия впервые отметила День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне (соответствующие изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных днях России» были внесены в конце прошлого года). Именно к этой дате жюри должно определить призеров и победителя архитектурного конкурса, с которым будет заключен контракт на реализацию его идеи (на саму установку отводится ровно год).
Первоначально памятник героям Первой мировой войны предложили возвести Координационные советы соотечественников во Франции и Великобритании. После одобрения этого начинания президентом России Владимиром Путиным и делегатами Всемирного конгресса российских соотечественников за рубежом начался активный сбор средств на установку памятника. Недавно аналогичный счет открыло и Российское историческое общество. Что касается бюджетных источников, профинансировать возведение мемориала согласились как федеральное, так и московское правительства.
Последнее, кстати, уже выделило место – в самом начале центральной аллеи Мемориального комплекса на Поклонной горе, слева от ее главной пешеходной оси. Именно выбор этой точки, считает настоятель соседнего Георгиевского храма, благочинный храмов Георгиевского округа Западного московского викариатства протоирей Серафим Недосекин, налагает серьезные ограничения на стилистику памятника и на исполнительские средства, выражающие основную архитектурно-скульптурную идею композиции.
«До последнего времени здесь стоял памятник жертвам нацистских концлагерей работы Зураба Церетели, - рассказывает о. Серафим. – По многочисленным просьбам жителей окрестных домов, которые так и не смогли понять своеобразный творческий замысел автора, его переместили в другое место мемориального комплекса. Поэтому ставить тут абстрактную композицию нельзя. В лучшем случае москвичи опять будут жаловаться, в худшем мы получим разрушение визуального образа Поклонной Горы – святого для любого русского человека места».
После предварительного отбора на победу в конкурсе претендуют полтора десятка работ. Пока все они, естественно, зашифрованы девизами. Но, как удалось узнать «Церковному Вестнику» в оргкомитете, большинство проектов-финалистов выполнено маститыми мастерами, хотя пробились в финал и студенческие творческие коллективы.
«За редчайшим исключением 15 из 33 первоначально заявленных работ, которые мы демонстрируем на выставке, глубоко профессиональны, - заявил «ЦВ» заведующий отделом конкурсов Москомархитектуры Владимир Семенов. – Единственное, победителем лично мне хотелось бы видеть проект, которые не только был бы безупречно исполнен, но еще и рассказывал о войне, нес бы просветительскую функцию».
А вот с этим, как показывает даже беглый осмотр экспозиции, справиться удалось далеко не всем конкурсантам. При сходном замысле (первостепенной для участников оказалась задача передать всенародную скорбь по погибшим) изобразительные средства сильно разнятся. Присутствуют тут и практически полные копии всемирно известных архитектурных шедевров (например, Мавзолея Кира), и массовки на поле боя, и даже распятый на винтовке солдат. «Церковный Вестник» предлагает вниманию своих читателей все варианты-финалисты (см. Илл. 1 – 15) (отметим также, что в Интернете идет народное голосование за них).
"Мне по душе вариант № 1, - делится впечатлениями протоиерей Серафим Недосекин. – Он удачно передает сегодняшнее ощущение Первой мировой войны, ее историческую символику: Россия, вставшая на защиту своих ценностей, проходит сквозь створки рассеченных Ворот Скорби к своей Голгофе. Русские православные философы утверждали: 1914 год - начало крестного пути России в ХХ веке, и это утверждение олицетворяет путь к Кресту на Поклонной Горе. Архитектурное восприятие Горы не распадается – наоборот, обретает центральный компонент в виде Поклонного Креста на фоне Центрального музея Великой Отечественной войны. Единственное, что я бы изменил – добавил бы образу молодого солдата нательный крестик, который тот целует, уходя в бой".
Согласен с о. Серафимом и предводитель Российского Дворянского Собрания Григорий Гагарин, положительно оценивший, кроме 1-го, еще и 9-й и 30-й варианты проектов. Князь Гагарин также подчеркнул неприемлемость излишне помпезных и авангардных решений монумента. По его мнению, для увековечивания подвига героев Первой мировой войны уместен только классический памятник.
Справка. Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа 1914г., а вышла, заключив сепаратный мир с Германией ("Брестский мир"), 3 марта 1918г. По разным оценкам, потери нашей страны составили с учетом гражданского населения от 1 до 3 млн чел. Ранее официального дня памяти погибших в Первой мировой войне в России не было. Большинство стран-участниц вспоминает погибших 11 ноября (в этот день в 1918г. Германия капитулировала перед Антантой).