№ 7(380) апрель 2008 / Некрологи, соболезования

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

21 марта в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США, штат Нью-Йорк) состоялось отпевание почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Божественную литургию и последующий чин погребения возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, которому сослужили митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (РПЦЗ), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (РПЦЗ), епископ Канадский Георгий (Сербский Патриархат), епископ Манхеттенский Гавриил (РПЦЗ), епископ Зарайский Меркурий (РПЦ), епископ Штутгартский Агапит (РПЦЗ), епископ Кливлендский Петр (РПЦЗ), епископ Толедский Марк (Антиохийский Патриархат). В алтаре молился епископ Восточно-Пенсильванский Тихон (Православная Церковь в Америке).

В храме присутствовали клирики, монашествующие и миряне Русской Зарубежной Церкви, российские дипломаты и официальные лица, клирики поместных Православных Церквей.

Послания с соболезнованиями направили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Президент России Владимир Путин, избранный Президент России Дмитрий Медведев, председатели Палат Федерального Собрания России Сергей Миронов и Борис Грызлов.

По завершении чина отпевания и прощания гроб с телом Митрополита Лавра был погребен в усыпальнице Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Новый Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви будет избран 12 мая на Архиерейском Соборе РПЦЗ.

 

В связи с кончиной Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, многие архипастыри, клирики и прихожане Церкви в России, в том числе и сотрудники Издательского Совета Русской Православной Церкви, направили свои соболезнования представителям Русской Зарубежной Церкви. Многие из этих писем были адресованы лично ключарю кафедрального собора в Сан-Франциско протоиерею Петру Перекрестову, который ответил на них своим письмом.

Дорогие о Господе,

посылаю Вам всем, нашим братьям и сестрам во Христе, выразившим нам соболезнование, ответное письмо.

Сердечно благодарю Вас за соболезнования по случаю кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, за Вашу любовь, поддержку и молитвы. Для нас это так важно, особенно в то время, когда мы, духовенство и верные чада Русской Зарубежной Церкви, осиротели, потеряли праведника, отца, наставника... Кончина Владыки Лавра также и личная потеря для нашей семьи, мы потеряли своего «семейного» архиерея. Митрополит Лавр посвящал меня в чтеца и иподиакона, рукополагал в диакона и во иерея. Он также рукополагал в диакона и священника брата моей супруги, протоиерея Григория Науменко, да и ее покойного отца, иерея Василия Науменко. Рукополагал он и моего брата, иеромонаха Николая. А последней хиротонией Митрополита Лавра в декабре 2007 года, в день празднования Входа во храм Пресвятой Богородицы, была хиротония нашего зятя — диакона Алексея Пьявки.

Мы с матушкой, да и почти все клирики нашей Западно-Американской епархии, которые учились в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, на восточном побережье США), полетели на отпевание господина и отца нашего. В настоящее время у меня нет возможности все подробно описать (надеюсь это сделать к 40 дню), но мое сердце требует, чтобы я с Вами хоть кратко поделился, отвечая на Вашу любовь, тепло и поддержку.

На отпевании было проявлено очень много чувств, эмоций и любви. С одной стороны — грусть, скорбь, слезы, растерянность: зима люта (из стихиры 40 мученикам Севастийским на вечерне в день отпевания), а с другой — мир, радость, невероятная сила сплоченности, единства и любви: сладок рай (из той же стихиры). Все это перекликалось: в один момент кто-то вспоминал Владыку, его ласку, светящиеся глаза, добро — и появлялась маленькая улыбочка, и одновременно кто-то из духовенства вдруг начал сильно рыдать, и рука, держащая свечу, — дрожать. Духовное торжество на отпевании состояло в том, что не было сомнений, что Владыка Лавр — в селениих праведных. Его образ на этом отпевании встал во весь рост, во всю силу, силу победы любви, скромности, послушания, верности до конца, смирения, ласки, тихости. Нам оказал огромную моральную и молитвенную поддержку митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий — он возглавил отпевание. Я не знаю, как бы мы все выдержали без поддержки, любви и молитв Русской Церкви в лице митрополитов Ювеналия и Онуфрия (Черновицкого и Буковинского) и представителей Поместных Церквей —  Сербской, Антиохийской, Американской. Митрополит Ювеналий начал свое обращение перед первой литией словами: «Любовь и скорбь привели меня сюда к вам в этот день...» Далее он сказал, что ему приходилось участвовать в похоронах и Предстоятелей Церквей, и архипастырей, и пастырей, и рядовых мирян (митрополит Ювеналий архиерействует с 1965 года), но никогда он не встречал всеобщей скорби, которой охвачена сегодня Россия. Его поразило, что не только православные христиане, не только президенты, губернаторы, общественные деятели, но даже последователи других религий откликнулись, и в своих высказываниях говорят о том, какой человек ушел от нас.

В конце отпевания Владыка Ювеналий сказал следующее: «Со вчерашнего дня находясь в этой обители, я много раз слышал, что те, которые здесь служили, подвизались и молились, со слезами на глазах говорили: “Мы лишились отца”. Вот это, наверное, самая дорогая оценка личности святителя Божия. О нем говорят как об отце, который тихим словом и любящим сердцем всех согревал, всем нес любовь. Мы верим и исповедуем, что за такую жизнь, за такое служение Владыка Лавр сподобился теперь быть ходатаем и предстателем у престола Божия за всех детей своих, ибо если он здесь был отцом для них, то перед Господом он получил дерзновение молиться и помогать им в несении ими их жизненного креста».

Да, было торжество, торжество небесное. Но была и великая скорбь. Мне было очень трудно служить Литургию в воскресенье, после отпевания. Многие люди просто плачут в течение дня. Одна прихожанка в Сан-Франциско, очень мало знавшая Владыку Лавра, мне сказала, что ночью так плачет, что вся ее подушка становится мокрая от слез...

В Интернете размещено много фотографий Митрополита Лавра, его последней поездки в Россию. Моя матушка обратила внимание на то, что, как правило, все, кто находится рядом с Владыкой Лавром, улыбаются. Такова сила истинного монаха с любящим сердцем.

Храни всех Вас Господь!

С любовью о Господе,

протоиерей Петр Перекрестов, Сан-Франциско

 

P.S. В этом году наш сын живет при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Он один из первых пришел в скит (двухкомнатный домик в лесу, недалеко от монастыря, где жил Владыка Лавр один) после получения извещения о кончине Владыки Лавра. Он рассказал маме, что был в числе семинаристов, которые собрались петь канон по исходу души от тела у останков Митрополита Лавра. Однако когда наш сын посмотрел на лицо Владыки Митрополита, оно было таким спокойным и мирным, что ему захотелось не за Владыку молиться, а ему помолиться. Вечная ему память!

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 8(381) апрель 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 3 (352) февраль 2007


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика