Православие в школе
15.11.2002
В инициативе Министерства образования РФ по преподаванию в средней школе предмета «Основы православной культуры» (ОПК) многие комментаторы усмотрели введение «Закона Божия». Умышленно или по ошибке они приравнивают «Основы православной культуры», вводимые по желанию родителей и педагогов, к дореволюционному курсу, который преподавался повсеместно в границах империи, где православие было государственной религией.
Рекомендательное письмо, которое министерство разослало 13 ноября своим региональным подразделениям и в котором были изложены общие принципы факультативного преподавания ОПК в средней школе, как и следовало ожидать, вызвало очередную волну недовольства. Между тем сотрудники Минобразования потратили немало усилий, объясняя, что «Основы православной культуры» — предмет ни в коей мере не вероучительный, а культурологический, светский, не нарушающий закона о свободе совести и не требующий от учащегося принадлежности к Православной Церкви.
«ОПК не будут входить в федеральный компонент школьного образования, а значит, не будут обязательны для всех школ страны, — заявил министр образования Владимир Филиппов в одном из недавних интервью. — ОПК могут быть включены в национально-региональные или школьные компоненты только на правах факультатива или курса по выбору У школы или региона есть альтернатива ОПК — допустим, "Основы мусульманской культуры", физкультура или какой-нибудь другой предмет. Если не хочет ребенок (или его родители) посещать ОПК, выберет себе что-нибудь другое... На мой взгляд, все права
человека соблюдены». Министру пришлось в очередной раз объяснять, что светский и атеистический характер образования — не одно и то же. «Атеизм — тоже религия. Когда мы говорим о светскости образования, это означает только одно: в государственных учреждениях не будут готовиться кадры для какой-либо конфессии. Наша цель — дать возможность получить знания о православной культуре. Это задача школы. А вот изучение культа и обрядов в образовательном учреждении быть не должно».
Это подтвердил и заместитель министра образования Леонид Гребнев. По его словам, никакого давления со стороны Минобразования по изучению предмета не будет: где он интересен, там и будут его преподавать. Это изучение будет носить исключительно «культурологический светский характер», оно не сопровождается совершением религиозных обрядов, исключает какое-либо целенаправленное вовлечение детей и их родителей в религиозную организацию.
Русская Православная Церковь с начала 90-х гг. выступает за то, чтобы в школах ввели факультативное преподавание ОПК. Нет нужды лишний раз доказывать, что православие лежит в основе отечественной культуры и истории. Вот как прокомментировал инициативу Министерства образования заместитель главы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин: «Это огромный шаг вперед по преодолению наследия государственного атеизма, что действительно даст верующим детям возможность чувствовать себя в школе как дома, а не как во враждебной среде». Он напомнил, что во всем мире такого рода механизм отработан и успешно действует, почти во всех странах Европы в светских школах есть религиозное образование, причем в обязательной программе и за счет государства. «Это норма, а то что у нас — отклонение от нормы», — сказал о. Всеволод.
Видеть в нынешней ситуации признаки «надвигающегося тоталитаризма», мягко говоря, неверно. Напротив, российское государство постепенно начинает перенимать образовательную практику ведущих государств Европы, где в классе может изучаться любая религия, если за это высказалось 60% родителей. И светский характер образования при этом не нарушается. К примеру в Финляндии в ряде школ по желанию учеников и их родителей изучается православная культура.
Надо заметить, что письмо, разосланное Министерством образования, не является чем-то неожиданным. По словам Владимира Филиппова, оно было составлено в ответ на просьбу нескольких субъектов Федерации (в частности, Калининградской и Кемеровской областей) дать рекомендации, которые помогли бы упорядочить программу Во многих регионах преподавание ОПК ведется уже давно, и здесь накоплен немалый положительный опыт. На данный момент договоры между местными органами образования и епархиями подписаны в 20 регионах, в частности в Московской, Смоленской, Курской, Рязанской, Самарской, Белгородской, Владимирской и Омской областях, а также на Дальнем Востоке и в Краснодарском крае.
Еще в 1996 году губернатором Курской области было подписано постановление «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области».
В Смоленской области работа ведется с начала девяностых годов, где местные власти обратились за помощью в отдел религиозного образования Смоленской епархии. Сегодня в 172 образовательных учреждениях Смоленской области факультативный курс ОПК изучают 5076 учащихся и студентов.
В Московской области православную культуру преподают в нескольких районах, например, в Балашихинском и Мытищинском. А в Ногинском районе в нынешнем году новый предмет начали изучать в 47 школах, что составляет примерно четверть от всех школ района.
Конечно, с введением факультативного курса «Основы православной культуры» в большинстве российских школ неизбежно возникнет и немало проблем. В первую очередь, это проблема кадров, ведь очень многое зависит от преподавателя, от уровня его культуры. Как быть в случае, если родители школьников настаивают на введении ОПК, а преподавательский состав и, в особенности, директор противятся этому? Как разрешить противоречия между содержанием разных курсов? Ведь, например, православный взгляд на отдельные исторические события и личности или литературные произведения далеко не всегда совпадает со светским.
Для решения этих проблем необходимо, в первую очередь, чтобы их обсуждение велось на высоком профессиональном уровне, а не под дилетантским лозунгом «борьбы с мракобесием».
Все новости раздела
|
|