№ 13-14 (290-291) июль 2004 / Паломничество

Следующая статья...»

Глинская пустынь

В Глинскую пустынь мы приехали под вечер. Она встречала нас тишиной, казалось, что в монастыре нет ни души. Только сосны вдоль дороги да вновь отстроенные величественные храмы в окружении ветхих построек старого монастыря смотрели на одиноких путников. Монастырская братия молилась на вечерней службе.
Предание гласит, что в XVI веке крестьяне, ставившие на деревьях ульи, увидели на высокой сосне икону Рождества Пресвятой Богородицы. Было это в 12 километрах от города Глухова. Вскоре у корней этой сосны забил источник, вода которого исцеляла от душевных и телесных недугов. Слух о чудесах от явленной иконы привлек сюда иноков Путивльского Молченского монастыря, находившегося в 40 верстах от места явления иконы. Монахи поставили здесь часовню и стали, по сути, первыми иноками новой обители, названной Глинской, по имени дворянского рода Глинских, которым принадлежали эти земли.
Чудотворную икону много раз пытались снять с сосны. Так, епископ Севский и Брянский Кирилл, ставший архипастырем в 1769 году, заинтересовался историей явления иконы. Он попросил привезти ее, осмотрел и благословил поставить в храме. Но на другой день иконы там не оказалось. Послали в Глинскую пустынь — икона была на сосне. После этого епископ Кирилл стал заботиться о восстановлении обители и строительстве в ней каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда храм был построен, настоятель решил снять икону с дерева и поставить в храме. Но она снова вернулась на сосну. Тогда настоятель велел срубить дерево. Сосну срубили, икона осталась в храме, но бивший из-под корней источник иссяк, а настоятель заболел и вскоре умер.
Далее в истории монастыря были годы упадка и нищеты. Возрождение его началось с приходом игумена Филарета (Данилевского). Для руководства Глинским общежитием отец Филарет написал особый устав, составленный по примеру «богомудрых отцов святой Афонской обители». При нем была выстроена Иверская каменная церковь, обновлен соборный храм, сооружены две деревянные часовни, трапезный  и братские корпуса.
Архивные материалы свидетельствуют, что в XIX веке монастырь процветал. В нем подвизалось до 700 насельников. Содержание от казны пустынь не получала, довольствуясь собственными средствами, трудами братии и помощью благотворителей. Здесь действовал Дом трудолюбия для обучения ремеслу крестьянских детей, больница, рассчитанная и на приходящих богомольцев. Однако прежде всего обитель славилась своими старцами. Здесь находили утешение люди, познавшие беду и горе, Глинская пустынь была приютом для сирот, нищих и погорельцев.
Слава обретенной здесь иконы Рождества Пресвятой Богородицы распространилась не только по всей Руси. К чудотворному образу стекались и паломники из-за рубежа.
Глинская пустынь по праву считалась центром духовного просвещения. Она не жалела средств на содержание духовных учебных заведений, содержала богатую библиотеку.
Однако в ХХ веке Глинская пустынь, по числу старцев и по тому, какие подвиги они совершили, сравнимая разве что с Оптиной, претерпела великие потрясения. Монастырь закрывали дважды: в 1922 и в 1961 годах. Глинские старцы разошлись, рассеялись по земле. Насельников разогнали. В пустыни разместили психоневрологический диспансер.
Возрождаться обитель стала лишь в 1994 году. К этому времени от монастыря не осталось ничего кроме домовой церкви да полуразрушенных братских корпусов. Началом новой Глинской пустыни стала часовня во имя праведных Иоакима и Анны, поставленная на месте явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы — главной Глинской святыни (сама икона утрачена, но есть два ее списка, тоже чудотворные).
В 1996 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви монастырю Глинская пустынь был определен статус ставропигии. Это означает, что священноархимандритом обители стал предстоятель УПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который назначил своим наместником епископа Васильковского Пантелеимона, викария Киевской митрополии. В 1998 году Митрополит Владимир освятил храм-часовню в честь святых и праведных Иоакима и Анны; в 1999 году — вновь построенный надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери; в 2001 году — Спасо-Преображенский храм, подворье Глинского монастыря в поселке Ямполь, построенный на месте разрушенного; в 2001 году — вновь построенный Никольский храм; в 2002 году — источник с часовней в честь Преображения Господня.
Несмотря на то, что за короткое время сделано на удивление много, обитель испытывает потребность в строительных материалах; в капитальном ремонте нуждаются многие монастырские постройки, находящиеся в аварийном состоянии.
Сегодня Глинскую пустынь населяют более 20 монахов, которые ведут трудную монастырскую жизнь согласно уставу, а также занимаются монастырским хозяйством. Стараниями братии по крупицам собирается монастырская библиотека.
Насельники монастыря и верующие надеются, что Глинская пустынь обновится и будет процветать. И старцы тут, дай Бог, еще будут — возможно, даже из тех монахов, которые сейчас служат в возрожденной обители.

  Подготовила Ирина Балакина  

Следующая статья...»

№ 13-14 (290-291) июль 2004
Глинская пустынь


№ 24(301) декабрь 2004


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 7 (332) апрель 2006


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 24(301) декабрь 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004




№ 13-14(266-267) июль2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика