Европейская миссия Патриарха
Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия во Францию можно без преувеличения назвать историческим событием. Программа визита была насыщенной, и в ней тесно переплелись три составляющие — пастырская, политическая и межконфессиональная.
В Страсбурге Святейший Патриарх выступил на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), в Париже поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа и встретился с Президентом Франции Николя Саркози, причем Предстоятель Русской Церкви был принят по протоколу приема главы правительства. И в этом нельзя не увидеть особое уважение к Русской Православной Церкви.
Кроме того, и в Париже, и в Страсбурге Патриарх Алексий посетил приходы Русской Православной Церкви, встретился с прихожанами и иерархами братских Поместных Церквей, окормляющими православную паству во Франции и Западной Европе. И еще одно знаковое событие необходимо отметить особо — панихиду на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа и посещение Русского дома, в котором проживают пожилые русские эмигранты.
Это был сложный визит, но успешный во всех отношениях. Центральным политическим событием стало выступление Святейшего Патриарха на сессии ПАСЕ. «Церковный вестник» не раз писал о трудностях диалога христианских Церквей с европейскими политическими институтами (см. ЦВ № 15–17, 2006), однако этот диалог продолжается и Русская Православная Церковь ведет его достаточно плодотворно. Сам факт выступления религиозного лидера с трибуны ПАСЕ еще несколько лет назад даже представить было невозможно. Сегодня Предстоятель Русской Церкви открыто говорит о своей озабоченности разрушением нравственных норм и пропагандой нравственного релятивизма, которые могут «подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой — потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит и самостоятельного места в истории» (полный текст выступления см. на с. 4).
Ясно и без общих фраз ответил Святейший Патриарх на достаточно жесткие вопросы членов ПАСЕ, которые касались как политических, так и нравственных проблем. Говоря о Косово, он особо подчеркнул: «К сожалению, проблема Косова была и продолжает быть предметом политического торга, и многие силы имеют там свои интересы, которые редко совпадают с надеждами и чаяниями проживающего там народа. Вынужден констатировать, что страдания многих живущих в Косове людей продолжаются, немалое число их лишены элементарных условий для нормальной жизни. Православные святыни края, включая древнейшие памятники архитектуры и искусства, подвергаются разрушению и разграблению. Мы приветствуем международную программу по их восстановлению и считаем это важным делом. Но стоило ли допускать разрушение церковных зданий вандалами, усугубляя тем самым конфликт? Ведь разрушения не прекратились и с введением миротворческого контингента». Путь к разрешению косовского вопроса лежит через создание благоприятных условий для диалога, а посредничество мирового сообщества должно быть беспристрастным и конструктивным — именно это обеспечит его авторитетность. «В любом случае одностороннее решение, не учитывающее мнения сербского народа, породит несправедливость, приведет к многолетним страданиям людей», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
Объясняя, почему Православная Церковь выступила против проведения гей-парада в Москве, Патриарх в частности сказал: «Никого не надо дискриминировать исходя из убеждений или особенностей личной жизни. Но точно так же никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что именуется таковым в слове Божием. Если где-то ведется навязчивая пропаганда гомосексуализма, воздействующая главным образом на молодежь, мы вправе поставить перед обществом вопрос: подумайте, что нужно поддерживать на уровне права и политики, а что нет… Когда в Москве настойчиво хотели провести парад гомосексуалистов, мы сочли, что это пропаганда и реклама греха. Это болезнь, это изменение человеческой личности. Есть такие изменения личности, как клептомания, но почему-то клептоманию никто не афиширует. Проведение гей-парада — реклама образа жизни, навязываемая лицам, которые далеки от этого».
Из Страсбурга Святейший Патриарх направился в Париж, где провел ряд встреч с Президентом Франции Николя Саркози и министром внутренних дел Мишель Альо-Мари, кардиналом Жан-Пьером Рикаром и католическими епископами Франции.
В Соборе Парижской Богоматери, который Святейший Патриарх назвал «подлинным сердцем Парижа и всей Франции», после православного молебна он поклонился одной из величайших святынь всего христианского мира — Терновому венцу Господа Иисуса Христа. «Православные христиане, вновь и вновь переживая страсти Христовы, соединяют светлую печаль с радостью. Ведь смерть и воскресение Спасителя открыли нам двери жизни — жизни вечной, в которой, по слову древнего песнопения, нет “ни болезни, ни печали, ни воздыхания”. И пусть окружающий нас мир полон поклонения пустым и ложным идолам. Пусть он наполнен унынием, отчаянием, растерянностью, скорбями. Мы знаем, что нам открыты врата Неба, и призываем всех войти в него. Войти, откликаясь на Божий призыв: “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною” (Откр. 3. 20). Этот призыв обращен к каждому человеку и к каждому народу. Благодарение Богу, что многие люди услышали его за века истории христианской Европы. Миллионы людей откликаются на него и сегодня», — отметил Патриарх Алексий в своем слове после поклонения святыне.
В Страсбурге Святейший Патриарх совершил молебен в храме Всех святых, в Париже — на Трехсвятительском подворье, и в последний день пребывания во Франции отслужил на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа панихиду об упокоении соотечественников, скончавшихся вдали от Родины и погребенных на французской земле.
«Перед их могилами мы живо вспоминаем трагедию русского народа в ХХ веке, когда брат восстал на брата и сын против отца. Многие русские люди были тогда рассеяны по всему земному шару. Боль утраты Отечества они ощущали до самой своей кончины. Эта боль была приумножена страданием от раны церковных разделений. Лишь в нынешнем году мы, по великому милосердию Божию, сподобились дожить до преодоления важнейшего из них», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Церковный вестник» продолжит публикацию материалов о визите Святейшего Патриарха Алексия во Францию в ближайших номерах.
|