Иерархия и миряне в совместном служении Церкви
Мы с вами собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы церковной жизни. Сегодняшнее мероприятие, проходящее в рамках выставки «Русь Православная», приурочено к дням празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. И это не случайно, так как Патриаршее и вообще иерархическое служение является неотъемлемым элементом церковной жизни.
Невозможно дать правильную оценку современному состоянию церковной жизни без осмысления ее места в обществе. С одной стороны, значительное большинство людей имеет уважение и доверие к Церкви. Такая ситуация наблюдается во всех странах присутствия Московского Патриархата. Этот факт фиксируют многочисленные социологические исследования. Однако в то же самое время церковная жизнь нередко воспринимается теми же самыми людьми только как добрая национальная традиция, которая не имеет отношения к их повседневной деятельности. В результате, соблюдая многие церковные традиции, люди продолжают жить совершенно по другим законам и правилам, далеким от христианства.
То, что для многих людей церковная жизнь остается лишь частью уважаемого прошлого, а не настоящего и будущего, является серьезным вызовом для христианства. Особенно этот вызов усиливается, когда Церковь намеренно не допускается в гущу современной жизни. Для меня совершенно очевидно, что в таких случаях речь идет о проявлении новой версии старого атеистического взгляда на религию как на ложное сознание и вредное явление. Между прочим, именно такие определения нет-нет да и появляются в средствах массовой информации и даже в учебной литературе. Однако мы не должны забывать, что этот подход был в недалеком прошлом частью государственной идеологии. И мы прекрасно знаем, к каким трагическим последствиям он привел.
Опыт наших народов показал, что враждебный подход к религии не выдержал испытание временем, а церковная жизнь пережила его. Несмотря на упорные усилия безбожной власти, Церковь выжила и обрела новые силы для возрождения. Это значит, что ее жизнь имеет правильные принципы устроения и способна воспроизводиться в каждом последующем поколении. На протяжении истории кому-то не раз казалось, что Церковь вот-вот исчезнет и народу покажут ее последнего служителя. Но каждый раз она воскресала, а ее враги уходили в историческое небытие.
Все это означает, что мы должны очень бережно относиться ко всем элементам церковной жизни, которые мы наследуем от предыдущих поколений христиан, начиная со святых апостолов. В этом году мы отмечаем 90-летие восстановления Патриаршества в Русской Церкви. В связи с этим есть прямая необходимость сказать более подробное слово о значении иерархического служения в церковной жизни. Это важно еще и потому, что нередко именно иерархический принцип Церкви рассматривают как проявление ее косности и несовременности. Нам говорят, что это наследие прошлого, которое надо реформировать, сделав Церковь более демократичной. Якобы только тогда Церковь сможет завоевать больший авторитет среди людей и станет современной.
Однако мы уже знаем из собственной истории, чем заканчивались такие устремления. Почти триста лет назад за Церковь решили, что Патриаршество — это анахронизм, мешающий полноценной церковной жизни и проявлению соборного начала в ней. В результате более двухсот лет Русская Церковь жила без Патриаршего служения, а иерархия была включена в государственный аппарат. Если бы Патриаршество действительно являлось анахронизмом и препятствием для нормальной церковной жизни, то два столетия могли бы вполне изгладить саму мысль о нем. Но этого не произошло. Наоборот, без Патриаршества в церковной жизни появились опасные искажения. Подчиненная светской власти, Церковь не могла в полной мере иметь самостоятельный голос в обществе, а соответственно и авторитет независимого арбитра и посредника между государством и народом. Тем самым Церковь отдалилась от народа и стала постепенно терять живую связь с ним. Так исчезла и соборность, необходимостью которой пытались оправдать реформу. В связи с этим вполне характерно, что за все время синодального периода ни разу не собирались Церковные Соборы.
Хорошо зная последствия умаления иерархического принципа в Церкви, мы имеем, что ответить всем тем, кто призывает сегодня к революционному пересмотру традиций церковного устроения. А подобные призывы идут как изнутри Церкви, так и извне ее. Есть небольшие, но громкие церковные группы, которые желают пересмотра полномочий иерархии в деле созидания Церкви — Тела Христова. Они признают особую роль в хранении чистоты веры за мирянами, а епископов считают отступившими от Православия. Появляются требования немедленного созыва Поместного Собора для решения проблем церковной жизни, появившихся якобы по вине иерархии. Однако эти люди движимы не духом подлинной соборности, а скорее желанием подчинить себе церковную иерархию, лишить ее законных прав, скомпрометировать ее учительный авторитет. Они забывают слова святого апостола Павла, написанные в послании к Коринфянам о священнослужителях: «Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1).
Иерархический строй Церкви также становится предметом критики внешних оппонентов. Такие люди недовольны тем, что иерархи представляют Церковь, говорят от ее имени, встречаются с политическими и общественными деятелями, участвуют в общественных и государственных мероприятиях. Чтобы дискредитировать эту роль церковной иерархии, ей приписывают желание навязать обществу свою точку зрения, поставить под свой контроль общественные и государственные институты. Таким образом, из священнослужителей пытаются создать образ неполноценных граждан, которые не имеют права публично высказываться на разные актуальные темы и встречаться с влиятельными людьми государства и общества.
Несмотря на то что представители этих двух сил выдвигают различные аргументы в пользу своей позиции, тем не менее за их действиями просматривается одна цель. Они одинаково стремятся к ослаблению иерархического начала в Церкви. Если бы все произошло по их воле, то Церковь потеряла бы свое влияние и авторитет в общественной жизни. Ее можно было бы не замечать и не считаться с ней. Внутри же Церкви, как показывает история, ослабление иерархического начала сопровождается нарушением канонической дисциплины и возникновением нестроений.
В противоположность упомянутым силам мы держимся единственно возможной правды о Церкви. Церковь Христова состоит из иерархии и мирян. Как иерархия не может существовать без мирян, так и миряне не могут составлять Церковь без иерархии. Различные дары Святого Духа создают естественное разнообразие в Церкви, о чем пишет святой апостол Павел: «По данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12, 6). Однако для обеспечения общения между различными дарами необходимо видимое объединяющее начало. По учению Церкви им является иерархическое служение. Тот же святой апостол Павел объясняет ефесянам и нам, что Господь «поставил одних апостолами, других — пророками, иных — евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познание Сына Божия» (Еф.4, 11–12).
Эти слова святого апостола Павла и должны полагаться в основание церковного строительства. Желаю всем участникам настоящей конференции успеха и плодотворной работы. Да пребудет в этот день и во все дни вашей жизни Божие благословение со всеми вами.
Цитата - Иерархический принцип Церкви нередко рассматривают как проявление ее косности и несовременности. Но Церковь Христова состоит из иерархии и мирян. Как иерархия не может существовать без мирян, так и миряне не могут составлять Церковь без иерархии. Различные дары Святого Духа создают естественное разнообразие в Церкви.
|