№ 11 (240) июнь 2002 / Православный мир

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Синдесмос- беседа с Хилдо Босом

С Хилдо Босом, исполняющим обязанности президента Синдесмоса, беседует ответственный редактор МЦВ Сергей Чапнин

Хилдо, тебе приходится много общаться с православными молодежными организациями в разных странах мира. Как, на твой взгляд, можно оценить состояние Синдесмоса сегодня?

Я думаю, состояние Синдесмоса можно охарактеризовать тремя словами — вызов, возрождение и потенциал. Вызов — это отрицательная сторона нашего стремительного роста. За последние 10—15 лет Синдесмос сильно вырос и в настоящее время объединяет громадное число молодежных организаций. Но и на организационном уровне, и на идейном, духовном уровне организовать взаимное общение всех этих групп оказалось непросто, очень непросто. Важнейшая задача заключается в том, чтобы поддержи­вать духовный контакт между таким большим количеством активных молодежных групп во всех поместных Церквах. Это предполагает не просто большое количество работников, но и готовность молодежных групп к такому общению. Наконец, это предполагает активность со стороны самих молодежных групп. Часто бывает так, что молодые люди, познакомившиеся с работой Синдесмоса на каком-нибудь съезде, воодушевляются этим примером и уже самостоятельно проводят встречи, съезды, паломничества. В такой деятельности скрывается огромный потенциал.

Этот потенциал возрастает, так как в последние годы буквально во всех поместных Церквах развиваются молодежные движения. Произошел также значительный сдвиг в области пастырской работы с молодежью. Если в первой половине XX века эта работа велась, как правило, в братствах мирян, которые действовали по благословению Церкви, но организационно не входили в ее состав, то сегодня мы наблюдаем общую тенденцию к возвращению молодежной работы в рамки приходов и епархий. И это важная тенденция.

Пристальное внимание Церкви к молодежи есть и в России, где практически при- всех епархиях действуют молодежные отделы. Во многих приходах Элладской Православной Церкви действуют молодежные центры, причем по количеству вовлеченной в церковную жизнь молодежи эти центры превосходят многие членские организации Синдесмоса.

—Африка — один из тех регионов, где православное присутствие постоянно возрастает. Для Синдесмоса Африка все еще остается экзотикой или это реальное направление работы — со своими проектами и жизнеспособными организациями? Какие формы принимает присутствие Синдесмоса в Африке?

Во-первых, нужно уточнить, что такое «присутствие Синдесмоса». Синдесмос является содружеством молодежных организаций, которые стремятся к взаимодействию, ощущая свое единство со всей полнотой Православия. Синдесмос — это не просто название организации. Словосочетание «союз мира» передает прежде всего сущностное качество самой Церкви. Синдесмос основывается на догматической и канонической реальности единства Церкви. И реальность этого единства мы действительно ощущаем, когда встречаемся с верующими из других поместных Церквей. С этой точки зрения, наше присутствие в Африке — это прежде всего сами молодежные движения. Здесь, конечно, надо отметить, что в Африке молодежная работа находится на начальной стадии, потому что и вся церковная жизнь находится там преимущественно на миссионерской стадии своего развития. Тем, кто занят организацией церковной и приходской жизни в своей местности, порой просто не хватает сил для того, чтобы выходить на контакт. Кроме того, такие контакты требуют значительного финансирования, поскольку даже внутри Африки расстояния громадные.

И все-таки, в каких африканских странах сегодня есть активные группы православной молодежи?

Такие группы работают по всей Африке — в Уганде, Камеруне, Конго, активная работа ведется также в ЮАР и Зимбабве. В прошлом году, после участия небольшой группы африканцев в наших встречах в Европе, у французских ребят возникла идея устроить семинар в Камеруне. Французы первым делом решили, что они поедут за собственный счет. Для них это не поездка с целью «научить бедных африканцев, как им жить», а полноценный обмен, потому что европейские православные очень многому могут научиться от евангельского энтузиазма африканцев.

В Синдесмосе представлены молодежные организации всех no-местных Церквей. Так или иначе, каждая из Церквей через своих членов, через священноначалие оказывает влияние на работу Синдесмоса. Можно ли сказать, что некоторые поместные Церкви более активно, чем другие, влия­ют на деятельность Синдесмоса?

Трудно на это ответить по следующей причине: в деятельности местных молодежных организаций мы очень редко ощущаем непосредственное воздействие священноначалия той или иной поместной Церкви. Есть епархии, где ясно чувствуется архипастырская забота священноначалия о молодежи, но гораздо чаще характер деятельности молодежных организаций даже в составе одной епархии может быть очень разным. И в зависимости от того, от какой из этих организаций приедут участники на встречи Синдесмоса, мы можем увидеть разные реальности жизни той или иной Церкви.

Влияние той или иной поместной Церкви проявляется у нас через тот вклад, который вносят молодежные организации. Можно отметить некоторые организации Греции; некоторые организации Западной Европы — это группы русской диаспоры, которые отчасти подчиняются Московскому, а отчасти — Константинопольскому Патриархату; молодежные группы Румынского Патриархата и Греческой митрополии в Западной Европе; в Великобритании — молодежь Сурожской епархии Московского Патриархата. Я подробнее сказал о западноевропейских группах просто потому, что давно и хорошо их знаю. Немногочисленные финские молодежные группы имеют большой опыт в работе с детьми и вносят важный вклад в этой области. Надо сказать, что за последние десять лет у нас были и яркие представители Русской Православной Церкви.

--Есть мнение, что Синдесмос — одна из самых богатых православных организаций. У нее есть возможность получать финансирование от различных структур Евросоюза и западных благотворительных фондов, и, кроме того, некоторые Поместные Церкви поддерживают Синдесмом не только морально, но и материально.

В этом вопросе прозвучал упрек сразу в двух грехах: богатстве и власти. Годовой бюджет Синдесмоса составляет около 100 тысяч долларов США. Эти деньги идут на оплату двух сотрудников, проведение 7—8 ежегодных международных мероприятий на 300—400 человек и совещаний административного совета (15 его членов собираются со всех концов земли!), оплату телефонных счетов, рассылку журнала по 2500 адресам и прочую переписку. Бюджеты многих подобных организаций — и не только на Западе — превосходят наш бюджет. Наши финансовые отчеты ежегодно рассылаются членским организациям и являются общедоступным документом.

Что касается контроля над деятельностью Синдесмоса со стороны той или иной поместной Церкви, то следует сказать, что ситуация сложилась парадоксальная: в Греции бытует мнение, что Синдесмос — это организация, которая контролируется откуда-то из Польши, а в России считают, что Синдесмос полностью контролируется Вселенским Патриархатом. Что-то подобное можно услышать от румын и сербов. Часто изнутри одной поместной Церкви кажется, что если организация объединяет молодежь из разных патриархатов, кто-то за кулисами всем этим управляет.

Наша работа пользуется постоянной моральной поддержкой всех поместных Церквей и Святой горы Афон. У нас есть благословение на деятельность всех Предстоятелей, что дает нам совершенно уникальный статус в православной мире. Ни одна поместная Церковь нами не управляет. Если бы было иначе, вы сами понимаете, что тогда никаких других благословений не было бы.

При этом мы действительно не подчиняемся ни одной из поместных Церквей. Наши проекты не входят в бюджеты поместных Церквей, и финансовая поддержка, которую мы от них получаем, — исключительно добровольная. Скажу честно, она очень незначительна: православный вклад в наш бюджет составляет от 5 до 15 % годового дохода. Это прежде всего членские взносы и немногочисленные пожертвования. Самым щедрым нашим жертвователем является самая малая из всех Православных Церквей — Финская. Иногда нам предоставляют пожертвования Вселенский Патриархат, Автокефальная Православная Церковь в Америке и Элладская Церковь, но это всегда не более нескольких тысяч долларов, что незначительно с точки зрения нашего бюджета.

Какие проблемы, важные для молодежи и для Церкви сегодня, Синдесмос помогает решать через свои встречи, мероприятия, каждодневную работу?

У всех съездов Синдесмоса есть одна общая черта: они дают участникам возможность ощутить реальность единства Церкви. Мы каждый день исповедуем нашу веру в Единую, Святую, Соборную Церковь. Но это совершенно особое чувство — ощутить свое единство с чужими людьми, язык которых мы иногда даже не понимаем. Я думаю, что многие из тех, кто хотя бы раз в жизни имел такой опыт, высоко ценят его значение для своей духовной жизни. Этот опыт многих убедил и убеждает отдать :вои силы служению Церкви.

Что касается наших съездов, то мы пытаемся проводить их по той тематике, которая объединяет молодежь всех поместных Православных Церквей. Иногда мы проводим съезды на практические темы. Так, во всех Церквах в практической плоскости стоит вопрос о детских лагерях. Как их проводить? Какая требуется подготовка руководства, какой должна быть роль духовенства? Мы часто проводим семинары, где встречаются опытные организаторы и те, кто только начинает свою работу. Мы также пытаемся проводить встречи по «профессиональному признаку» — например, встречи православных журналистов и врачей. Фактически первыми в христианском мире мы провели специализированный церковный съезд по биоэтическим вопросам. Мы проводим съездов богословов — не только совещания представителей богословских школ, но и более узкие по составу встречи для обсуждения различных церковных вопросов. Можно также отметить паломничества. В 2001 году у нас были организованы паломничество к мощам святителя Феофана Затворника в России, паломничество по святым местам Румынии; в этом году планируется паломничество к древним христианским святыням Великобритании.

Для поместных Церквей польза может быть в том, что молодежь глубже познает вечную сущность Церкви через свои национальные церковные традиции. На съездах встречаются именно те люди, которые активно работают в Церкви, и контакты с единомышленниками в других Церквах бывают для них очень полезными. А количество хоров и воскресных школ, которые сейчас выезжают за границу благодаря контактам с Синдесмосом, просто не поддается исчислению.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 5(378) март 2008



№ 6(379) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008



№ 11(384) июнь 2008


№ 17(390) сентябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008




№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 10 (383) май 2008



№ 12 (336) июнь 2006




№ 10 (335) май 2006




№ 5 (330) март 2006





№ 4 (329) февраль 2006




№ 15-16 (316-317) август 2005


№ 23(300) декабрь 2004


№ 23(276) декабрь 2003


№ 18(271) сентябрь 2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика