Великая подвижница ХХ века.
Итак, что же нового узнали мы о “игуменьи всея Руси”? Такого наименования она заслуживает прежде всего как восстановительница и первооткрывательница десяти женских монастырей и нескольких подворий в России. Можно говорить и о существовании “таисиевской школы женского монашества”, памятником которого являются духовные сочинения матушки и прежде всего ее “Письма к новоначальной инокине”. Эта книга и для нашего времени может и должна стать источником научений. Тем более, что родилась она не только из прекрасного знания святоотеческих творений, личного духовного опыта шумепьи Таисии, но и из многолетней дружбы духовничества со “светильником земли Русской” — святым праведным Иоанном Кронштадтским. Переизданная ныне Леушинским подворьем в Санкт-Петербурге книга “Беседы с о. Иоанном Кронштадтским”, а также переписка с ним — это высокие образцы живого общения, дружбы духовной, научающей деятельной вере.
Помимо духовных и практических дарований игуменья Таисия обладала поэтическим даром и оставила большое стихотворное наследие. Ее поэтическое творчество необычайно разнообразно: здесь и полные лиризма пейзажные зарисовки, и философские размышления, и боль скорбящего сердца, и сюжетные, композиционно сложные произведения. Ее стихи, даже при некоторых формальных шероховатостях, отмечены неподдельным благодатным вдохновением. Все эти произведения, от четверостиший до поэм, поражают небесной ясностью, чистотой и глубиной чувств и духовной точностью образов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь.
Той же исповедальной открытостью отмечены и “Келейные записки” игуменьи Таисии, за последние годы переизданные уже трижды. Эта книга учит нас внимательному отношению к жизни, к самим себе, к собственному предназначению.
На Первых Таисиевских чтениях в Боровичах было сделано настоящее открытие. Одна из сокурсниц будущей старицы по Павловскому институту в Санкт-Петербурге написала повесть “Записки институтки”. Образ Маши Солоповой в этой книге свидетельствует о святости жизни подвижницы с юных лет, которую признавали и ее сверстницы. Так вся жизнь матушки — от первых детских лет (да и родилась она по усердной родительской молитве) и до последнего вздоха (скончалась матушка перед самой революцией и предсказала ее) — была неусыпающей хвалой Христу Спасителю и Его Пречистой Матери.
В этом году группе паломников из Петербурга удалось попасть на место захоронения игуменьи Таисии. Находится оно, как и весь Леушинский монастырь, под водами Рыбинского водохранилища. В этом году за все лето выпало над водохранилищем всего два дождя. Старожилы не помнят такой суши за весь XX век. И Леушинский монастырь открылся как никогда. Открылись бескрайние отмели с торчащими пнями и спиленными деревьями, а там, где стояли храмы, возвышались величественные холмы. При большом стечении народа прошло молитвенное стояние на берегу, где ныне установлен крест в память о тысячах заключенных, погибших при строительстве водохранилища.
Матушка Таисия предсказывала затопление монастыря в 1914 году, когда такое и представить было невозможно. Предсказывала она и возрождение Леушино. В какой форме это произойдет, мы не знаем. Но будем ожидать церковного прославления труженицы Божией.
|