Русский храм в Лондоне
В начале декабря 2006 года исполнится 290 лет со дня первой Литургии, совершенной в русской Успенской церкви в Лондоне. Надеемся, что этот юбилей оба Успенских прихода — патриарший и зарубежный — смогут отпраздновать достойно и, Богу споспешествующу, вместе. О наиболее интересных страницах истории русской церкви в Лондоне XVIII—XIX веков мы расскажем в ближайших номерах «Церковного вестника».
Православные священники из России вероятнее всего впервые посетили Англию в 1699 году — протоиерей Иоанн Поборский был в составе Великого посольства Петра I , священник Максимилиан, прибывший с посольством князя Куракина в 1712 г. Вскоре по приказу царя в Англию были направлены десятки русских моряков «практики ради навигацкой», кораблестроителей, механиков. К середине 1710-х годов оказалось, что многие из них уже несколько лет не говели, не причащались Святых Таин.
В конце 1716 г. Яков Синявич, чиновник при русском посольстве, ведавший, как мы бы сейчас сказали, делами соотечественников, пригласил возглавить русский приход греческого священника из Голландии — архимандрита Геннадия. Был нанят дом на улочке Exchange Court, отходящей от Стренда — тогдашней главной торговой улицы Лондона. В большой гостиной на втором этаже была устроена церковь, освященная в честь Успения Божией Матери. Наверху жили о. Геннадий и его племянник Варфоломей, который в 1737 г., после кончины дяди, был рукоположен в Петербурге и стал вторым настоятелем русской посольской церкви.
В 1717 г. царь Петр именным указом выделяет средства на содержание церкви и священника. В патриаршем соборе в память об этом времени хранится первое греческое напрестольное Евангелие венецианской печати (1684 г.).
Князь Антиох Кантемир, поэт и российский посланник в Англии, очень тепло отзывался о втором священнике (впоследствии иеромонахе) Варфоломее. Женатый на англичанке, он перевел катехизис и богослужебные тексты на английский, на нем же и проповедовал. Служба шла по-гречески; небольшая община состояла из русских дипломатов, греческих и русских купцов (с 1681 до 1838 г. лондонские греки не имели своего храма) и немногих простолюдинов, случайно оказавшихся в Англии.
С 1737 г. при храме служат два псаломщика, присылаемые из России (обыкновенно семинаристы). В 1746 г., после кончины о. Варфоломея, Священный Синод отправляет в Лондон протоиерея Антипу Мартинианова. В 1749 г. один из псаломщиков, Стефан Ивановский, рукополагается в священный сан и служит до своей кончины в 1765 г. После непродолжительного служения в Лондоне киевского иеромонаха Ефрема (Дьяковского), лондонский псаломщик Андрей Самборский становится шестым настоятелем посольской церкви. Протоерей Андрей открывает череду замечательных лондонских настоятелей: он пишет докладную записку императрице Екатерине, и та, оценив талант молодого священника, отзывает его в Россию и делает его законоучителем своего внука Александра (будущего императора). В 1780 г. на место протоиерея Андрея рукоположен псаломщик Иаков Смирнов, прослуживший в Лондоне 64 года, дольше всех когда-либо служивших в Англии православных священников.
Протоиерей Иаков Смирнов был также надежным помощником выдающегося русского дипломата графа Семена Воронцова, а во время кризиса отношений между Россией и Англией даже исполнял обязанности российского посланника (в 1800—1801 гг.).
После кончины о. Иакова в 1840 г. в Лондон из Копенгагена был направлен магистр богословия священник Евгений Попов. Во время Крымской войны и по ее окончании он постоянно ездил по стране, окормляя сотни русских военнопленных. О. Евгений имел обширные связи в английском обществе. Он был главным консультантом англиканского священника Джона Мэйзона Нила, составившего многотомную историю Православной Восточной Церкви. О. Евгений печатал заметки в российских журналах духовного направления, в частности о возможности соединения с англиканами (кстати, вывод он делал отрицательный).
После кончины протоиерея Евгения в 1875 г. настоятелем стал его сын Василий, но вскоре неожиданно скончался. В Лондон из Брюсселя переводят о. Евгения Смирнова, прослужившего в английской столице с 1876 по 1923 г.
С концом Российской империи начинается новый этап в жизни русского храма в Лондоне. В 1917—1922 годах приход бывшей посольской церкви увеличился в несколько раз. С 1921 г. богослужения совершались в большом бывшем англиканском храме недалеко от вокзала Виктория.
В 1926 г. произошел раскол: сторонники митрополита Евлогия (Георгиевского) отделились от архиепископа Серафима, оставшегося в ведении Зарубежного Синода, и образовали свой приход. Служили в одном храме попеременно (одну субботу и воскресенье — евлогианцы, следующие — зарубежники). Отношения, впрочем, были довольно теплые — выбор прихода диктовался политическими симпатиями, и часто в одной семье сторонники монархии ходили в зарубежный приход, а люди либеральных настроений — в евлогианский. Благотворительный предрождественский «bazaar» устраивали вместе.
В 1945 г. митрополит Евлогий вернулся в Русскую Церковь (в 1931 г. он ушел в подчинение Константинополю), и хотя парижская юрисдикция после его кончины снова ушла под Константинополь, лондонский приход сохранил верность Патриарху Московскому.
В 1948 г. в Лондон из Парижа приезжает иеромонах Антоний (Блум), и, после кончины в 1950 г. настоятеля протоиерея Владимира Феокритова становится во главе патриаршего прихода. Дальнейшая история русского храма в Лондоне связана с трудами митрополита Антония (Блума) и многократно излагалась.
|