На пороге вечности
В 2006–2007 годах православными издательствами было выпущено три книги, появление которых, наверное, можно назвать определенной исторической вехой. Они подвели итог, обозначили границу определенного периода церковной жизни.
Все три книги, о которых пойдет ниже речь, посвящены людям, уже покинувшим земную юдоль. Протоиерей Глеб Каледа отошел ко Господу 1 ноября 1994 года, архимандрит Павел (Груздев) — 13 января 1996 года, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — 5 февраля 2006-го. Их жизнь проходила в труднейшие годы гонений на Церковь. Архимандриты Павел и Иоанн прошли школу сталинских лагерей, отец Глеб Каледа долгие годы нес подвиг священства тайно. Этих добрых пастырей Христова стада знала и любила вся Россия. И воспоминания о них просто должны были лечь на бумагу, пока еще живы хранящие о них благодарную молитвенную память люди. Запечатлеть и передать опыт общения с этими великими людьми и призваны три предлагаемые читателю книги:
Смирнова Т.С. Память сердца. Материалы к биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина). — Издание Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, 2006.
Архимандрит Павел (Грузев). Документы к биографии, воспоминания о батюшке, рассказы отца Павла о своей жизни, избранные записи из дневниковых тетрадей. — М.: «Отчий дом», 2006.
Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь. — М.: Издательство Зачатьевского монастыря, 2007.
Архимандритов Иоанна и Павла еще при их жизни почитали как благодатных старцев, обладающих огромным духовным опытом, сподобившихся дара молитвы и прозорливости. Заочно их знают многие, книги отца Иоанна большими тиражами издавались и издаются православными издательствами, рассказы отца Павла тоже знакомы читателю, они выходили отдельными книгами и неоднократно публиковались в прессе. То же самое можно сказать и о книгах протоиерея Глеба Каледы, впервые увидевших свет в виде рукописей подпольного самиздата, а в наши дни уже неоднократно переизданных.
Во всех трех книгах прежде всего обращает на себя внимание основательность подхода издателей. Это настоящие научные издания, с примечаниями, комментариями, с множеством фотографий, великолепно подготовленные и оформленные. Книга об архимандрите Иоанне открывается вложенной в нее копией выписки из метрической книги за 1910 год, напечатанной на необыкновенной текстуры бумаге. Уже это одно должно остановить досужее любопытство, настроить на совершенно особый лад, приуготовляя читателя к спокойному, внимательному и рассудительному чтению. Облик этой книги призван показать, сколь дорог сердцу издателей отец Иоанн, сколь сильно они хотели бы донести эту свою любовь и до других людей. Плотная глянцевая бумага, множество подробнейших подстрочных примечаний, в которых приводится справка абсолютно обо всех священнослужителях, упоминающихся на ее страницах. Поэтому этой книгой можно пользоваться и как биографическим справочником духовенства Орловской и Московской епархий, наставников и сослуживцев отца Иоанна.
Автор книги Татьяна Смирнова начала сбор и запись воспоминаний о батюшке с 2002 года, получив на это его благословение. Разрозненные записи, впрочем, велись еще с 1981 года. За полгода до смерти отец Иоанн успел прочесть эти записки и сам назвал их «Памятью сердца», предпослав им обращение к будущим читателям. «Я… уже переплыл реку моей жизни и стою в преддверии вечности… Теперь же, когда это “лоскутное одеяло” сложилось, и я перелистал страницы своей жизни, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку», — написал он в предисловии.
Рассказ о жизни старца завершает глава «Умирание». Скорбная хроника последних часов жизни архимандрита Иоанна — это сокровенные страницы. Таинство смерти запечатлено здесь так просто и так проникновенно, что, без сомнения, это наиболее поучительное и достоверное свидетельство существования иного мира, к переходу в который нам всем надлежит готовиться всей своей жизнью, прося у Господа доброй и мирной христианской кончины.
Объемный том воспоминаний об архимандрите Павле (Груздеве) открывается солидной подборкой официальных документов, свидетельствующих о жизни этого подвижника веры. Сухой язык анкет, справок, судебных протоколов, сдержанные слова прошений и переписки высвечивают фигуру отца Павла особым светом. Он — современник своей эпохи, его судьба — одна из страниц истории нашей страны, нашей Церкви.
В сборник вошли воспоминания людей, близко знавших батюшку, бывших свидетелями его пастырского служения и исповеднического образа жизни. Людей этих очень много: один список их имен занимает почти три страницы оглавления. И вся книга — это своего рода мозаика, состоящая из множества фрагментов, сливающихся в одну многомерную картину.
Отец Павел, не имея высшего образования, обладал удивительным даром рассказчика и очень красивым каллиграфическим почерком, долгие годы он вел тетради-дневники, куда записывал все, поразившее и заинтересовавшее его: стихи, пословицы, загадки, выписки из книг, воспоминания о паломнических поездках и т.д. Фотографическое воспроизведение нескольких отрывков из этих тетрадей дает читателю возможность самому увидеть этот необыкновенно ровный, словно печатный, сохраняющий старую орфографию почерк. В книге публикуются также несколько проповедей отца Павла и избранные записи из его дневниковых тетрадей. А рассказы отца Павла говорят сами за себя — в них нашли свое отражение остроумие автора, его наблюдательность, добрый юмор и любовь к людям. Недаром один из его духовных чад назвал архимандрита Павла «художником духовной жизни».
Книга об отце Глебе Каледе — самая объемная из всех трех. В отличие от архимандритов Павла и Иоанна, протоиерей Глеб Каледа был человеком семейным. Ученый с мировым именем, отец большой православной семьи, пастырь, труженик, он оставил после себя самую светлую память и огромное научное наследие. Поэтому в сборник вошли не только воспоминания о батюшке, записанные его домочадцами и друзьями, но и две его собственные книги («Домашняя церковь» и «Записки рядового»), а также статьи и проповеди. Завершает книгу список научных трудов и богословских и публицистических работ протоиерея Глеба Каледы.
Личность отца Глеба — целая эпоха в истории духовной жизни Москвы. Его дети пошли по стопам отца: одни стали священниками, другие приняли иноческий сан, сейчас все они служат Церкви. Что может быть лучшей рекомендацией его педагогического опыта?
Отец Глеб много времени и сил посвящал духовному образованию, катехизации, посещал заключенных в тюрьмах. Его идеи легли в основу многих ныне действующих церковных проектов.
Любимой темой отца Глеба была Туринская плащаница, он много, практически до самой смерти, над ней работал. Его книга о Туринской плащанице выдержала несколько переизданий и также включена в настоящий сборник.
Отец Глеб Каледа еще застал в живых многих будущих новомучеников и исповедников. Практически с детства он принимал участие в сложной церковной жизни, помогая, по благословению духовного отца протоиерея Владимира Амбарцумова, семьям лишенцев. Отец Георгий — один из тех удивительных людей, которые передали нам, возвращающемуся к Церкви и вере поколению, непрерывный, укорененный в старой России опыт церковной жизни.
Пожалуйста, купив, не ставьте эти книги на полку. Да, большой объем требует большого труда, но просто страшно думать, что такое сокровище может стать лишь предметом интерьера, украшением библиотеки, а мы будем торопиться за другими новинками, модными авторами, важными публикациями. Уходят из жизни люди, много поработавшие на Божией ниве. Удивительно яркие, незаменимые, сильные люди, чей опыт очень ценен для нас сегодня. Слава Богу, что история их жизни не сокрыта под спудом, а дана нам в пример и назидание.
|