№ 3 (280) январь 2004 / Святость

Следующая статья...»

Духовное значение канонизации новомучеников

Пленарное заседание 26 января открылось докладом председателя Синодальной комиссии по канонизации митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. По его словам, духовное осмысление эпохи гонений на Церковь в ХХ веке приводит к парадоксальному выводу: для Церкви это было «время, с одной стороны, вселенской скорби, а с другой — славы и торжества; время подвига одних и, к сожалению, духовного падения других». Митрополит Ювеналий убежден, что пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного ложными представлениями о духовном. Поэтому необходимо не только хранить память о пострадавших за Христа, но и изучать их жития. В качестве примера митрополит Ювеналий привел управляемую им Московскую епархию, особенность церковной жизни которой состоит в том, что в каждом благочинии выбран один день в году, когда особо отмечается память того или иного священномученика. Этому дню посвящаются крестные ходы, катехизические беседы, дела церковной благотворительности и т.д.

Митрополит Ювеналий коснулся также деятельности возглавляемой им синодальной Комиссии, сочтя нужным ответить на предъявляемые комиссии обвинения в «медлительности» подготовки канонизации. Тщательное изучение всех необходимых материалов требует много времени, а «стихийная» канонизация всех пострадавших «вызвала бы множество недоумений, а возможно, и курьезов».

Затем митрополит Ювеналий ответил на вопросы из зала, связанные с канонизацией некоторых исторических и церковных деятелей. Так, на его взгляд, вопрос о канонизации патриарха Никона «несколько проблематичен на сегодняшний день», так как с личностью этого первоиерарха Церкви XVII в. связан церковный раскол, а «канонизация предусматривает единение народа Божия». О канонизации царя Ивана Грозного иерарх высказался жестко: «Это ведет к тому, чтобы взорвать Церковь изнутри, показать внешнему миру абсурдность канонизации как таковой», пожелав слушателям «оставаться бдительными по отношению к изощренным формам борьбы с Церковью». На вопрос о принадлежности останков, захороненных в соборе Петропавловской крепости, семье императора Николая II, митрополит Ювеналий ответил, что «у Церкви остается еще много сомнений в подлинности этих останков», что, по его мнению, не мешает прославлению самих Царственных страстотерпцев.

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений посвятил свой доклад мученическому подвигу преподавателей Московской духовной академии: архимандрита (затем архиепископа) Илариона (Троицкого), священника Павла Флоренского и профессора Ивана Попова.

Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима в своем выступлении отметил, что образы святых новомучеников должны стать «формирующей основой» современных художественных произведений. Церковь должна проявить духовную заботу о тех, кто еще не переступил церковный порог, и содействовать тому, чтобы рассказать об исповедниках ХХ века доступным и увлекательным языком литературы, кино, театра. Он напомнил, какое воздействие имели на детей героико-патриотические фильмы советского времени, и посетовал, что теперь место героев заняли «западные супермены». Нужно искать новый язык для рассказа о новомучениках, так как авторы житий зачастую копируют «слащаво-елейный стиль XIX века и забывают, что сами когда-то были подростками». Епископ Зосима призвал отказаться от отрицательного отношения к кино, светской литературе и искусству вообще, свойственного некоторым церковным активистам.

В выступлении епископа Полтавского и Кременчугского Филиппа была выражена тревога по поводу недостаточной подготовки и неумелой проповеди некоторых священников, а также многочисленных «православных» изданий, искажающих суть церковного учения. Докладчик предлагает организовать в епархиях комиссии типа существовавших ранее цензурных комитетов, чтобы «не дискредитировать идею церковного просветительства». Он считает также, что в «пылу борьбы с сектантами нельзя использовать их методы», а в проповеди не стоит увлекаться обличениями, но учиться проповедовать Христа, сосредоточиться на «внутрицерковной миссии».

Продолжение темы — на стр. 12—13

Следующая статья...»

№ 9-10 (262-263) май 2003 г.


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 19(272) октябрь 2003


№ 1-2 (278-279) январь 2004



№ 3 (280) январь 2004
Духовное значение канонизации новомучеников


№ 5 (282) март 2004


№ 7 (284) апрель 2004


№ 9 (286) май 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 3 (328) февраль 2006


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 3 (280) январь 2004





№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 14-15 (243-244) август 2002


№ 12-13 (241-242) июнь 2002

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика