№ 13-14 (290-291) июль 2004 / Святыни

Следующая статья...»

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в связи с возвращением Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры!
Ныне сердца всех, любящих и почитающих Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, исполнены особой радостью, ибо по милости Божией мы стали свидетелями долгожданного и чудного возвращения в Россию великой православной святыни — Тихвинской иконы Божией Матери.
Русский православный народ отличается особым благоговейным и трепетным отношением к Царице Небесной. В тяжкие годины испытаний именно к Ней обращались люди в горячей сердечной молитве, и Пресвятая Дева неизменно простирала свой благословенный покров над Отечеством нашим, являя через свои чудотворные образы великие милости и утешения. Каждая почитаемая и чудотворная икона Божией Матери имеет в истории и духовной памяти народа свое неповторимое житие, раскрывающее глубокую и неизреченную тайну личности Пресвятой Богородицы, ее славы и величия. Такое «житие» имеет и чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери.
Согласно преданию, этот святой образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Девы Марии и первоначально пребывал в Иерусалиме. В V веке икона была перенесена в Константинополь, где специально для нее была возведена Влахернская церковь. Здесь святой образ пребывал более девяти столетий, окруженный благоговейным почитанием православного народа.
В 1383 году почитаемая святыня чудесно «перенеслась на Русь» и впервые явилась в сиянии над водами Ладожского озера. Отсюда начала она свой путь по северным пределам Русской земли. Постепенно передвигаясь все дальше по воздуху, она остановилась «в болотистой и неровной» местности у речки Тихвинки. Здесь в честь ее явления был построен деревянный храм Успения Божией Матери, в котором и нашла свое земное пристанище святая икона.
Слава о чудесах, происходивших от новоявленной святыни, распространилась далеко за пределы края, и по указу великого князя Василия III вместо деревянного храма был построен пятиглавый каменный храм. В 1560 году по повелению царя Иоанна Грозного и по благословению святителя митрополита Макария при этом храме был основан Тихвинский Богородичный мужской монастырь. С устроением обители слава о новых чудесах от иконы Богоматери стала распространяться даже в самые отдаленные пределы России. Многочисленные списки чудотворного образа благоговейно почитались во многих православных храмах и сами прославились чудотворениями, а Тихвинская икона Божией Матери стала одной из самых любимых в русском народе. Шесть веков пребывала Тихвинская икона Божией Матери в монастыре, и тысячи паломников спешили посетить ее обитель, чтобы излить свои скорби и попросить помощи у «теплой Заступницы мира холодного».
Наступили смутные времена безбожия и революционных потрясений. В 20-е годы минувшего столетия Тихвинский монастырь был разорен и закрыт, а чудотворный образ перенесен в один из уцелевших приходских храмов города, где он и пребывал до самого начала Великой Отечественной войны.
Утро 22 июня 1941 года, принесло нашему Отечеству не только новое тяжкое испытание, но, по особому Промыслу Божию, послужило оживлению религиозной жизни народа. Православные храмы вновь стали открываться и наполняться верующими людьми, которые в своем уповании на Господа и заступничество Пресвятой Богородицы черпали духовные и моральные силы, для того чтобы жить, бороться и победить.
В марте 1942 года вместе с военными трофеями чудотворная Тихвинская икона Богоматери была вывезена немцами в оккупированный Псков. Но и здесь эта великая святыня поддерживала и вдохновляла измученных военными невзгодами людей. Царица Небесная как бы сама показывала, что не оставила русский народ, а продолжает являть ему Свою заботу и милость. Именно здесь в Пскове, Тихвинская икона Божией Матери стала почитаться «покровительницей беженцев».
4 марта 1944 года отступающие немецкие войска перевезли чудотворный образ в Ригу. Здесь ее принял на свое попечение епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) — усердный, смиренный и преданный Церкви святитель Божий. Именно его Матерь Божия избрала в особые хранители Ее святого образа. Вскоре святыня продолжила свой долгий путь через опаленные войной Польшу и Германию — в далекую Америку. До конца своей жизни владыка Иоанн не оставлял попечения и заботы о чудотворном образе, свято веря, что закончится духовное пленение России, очнется наш народ и придет с покаянием к порушенным и оскверненным некогда храмам. Перед своей смертью владыка Иоанн завещал вернуть чудотворную икону в Россию, «когда возродится Тихвинская обитель», и его келейник, протоиерей Сергий Гарклавс, ныне исполнил волю покойного архипастыря.
Сегодня наше дорогое Отечество проходит трудный путь духовного возрождения и нравственного очищения, и, как знамение вновь обретенной милости и благоволения Божия к нашему народу, возвращаются к нам некогда утраченные православные святыни — чудотворные иконы и святые мощи угодников Божиих.
Встречая в эти благодатные дни на нашей родной земле всероссийскую святыню — чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, возблагодарим Господа и Царицу Небесную за эту неизреченную милость, принесем наши теплые молитвы и умягченные покаянием сердца, принесем нашу любовь и веру, дела благочестии и любви, чтобы быть достойными этой великой святыни.
Умиленным сердцем воспоем Преблагословенной Богородице славу за явленную нам милость: «Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно...».
Предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы да сохранит Господь Церковь Святую Православную, Отечество и народ наш от всех бед и напастей.
Алексий,
Патриарх Московский и всея Руси

Следующая статья...»

№ 4 (305) февраль 2005


№ 5(306) февраль 2005


№ 7 (308) апрель 2005


№ 8 (309) апрель-май 2005


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 11 (335) июнь 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 8 (357) апрель 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 11 (360) июнь 2007


№ 8 (357) апрель 2007



№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 12 (313) июнь 2005


№ 13-14 (290-291) июль 2004





№ 12 (289) июнь 2004










№ 8 (285) апрель 2004


№ 15(268) август2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика