О добродетели рассуждения
— Отец Сергий, часто ли православные родители спрашивают вас, что им делать, если их дети увлекаются рок-музыкой?
— Нужно с большой мудростью подходить к таким вопросам. Приведу в пример святителя Николая Японского. Когда он приехал на проповедь в Японию, он мог бы сразу объявить всю религию японцев сатанизмом, предать их анафеме, начать сжигать их кумирницы. А мог — постараться изучить душу японского народа, его культуру, религию, найти в них какие-то здравые зерна и, исходя из этого, проповедовать христианство. Он так и поступил. Он настолько хорошо изучил их культуру, что сами японцы считали, что он лучше их знает историю и литературу их страны. И только тогда он стал с ними разговаривать о христианстве. В результате, когда он умер, тридцать тысяч японцев были православными. А начни он говорить: «Все вы, японцы, сатанисты!» — и что? Много таких было проповедников...
Сейчас та же ситуация в России. Нельзя все отрицать: техника — сатанизм, искусство — сатанизм, наука — сатанизм, цивилизация — сатанизм, все — сатанизм. Надо знать, кому что говорить. Если мы хотим рассказать людям о Боге, надо для каждого человека найти свой язык. Встретившись с Богом, открыв для себя богатство и глубину православия, человек сам оставит свои заблуждения и увлечения. Так же нужно искать слова для современных молодых людей, и среди их культуры найти высокие и глубокие вещи.
Сын моего знакомого священника посещает рок-концерты. Его отец, являясь усердным, ревностным пастырем, не запрещает ему это делать. Увлечение рок-музыкой нисколько не мешает юноше регулярно посещать храм, поститься, причащаться и вести благочестивую жизнь.
Как бы ни запрещали рок-музыку, она все равно будет. Другое дело — куда ее направить: на прославление Бога, на раскрытие лучших черт в человеке (а это вполне возможно) или, наоборот, на похуление, разрушение, низменные проявления. Это уже дело людей, дело разума человеческого.
Принято считать, будто бы христианство отрицает все в молодежной культуре. Но ведь святые отцы говорят, что высшая добродетель — это рассуждение, которое и дано, чтобы понять, что хорошо и что плохо. Блаженны те, чья молодость прошла в храме, для кого не нужен был долгий извилистый путь к вечной красоте, вечной Истине, вечной Любви, Которая и есть Бог. За них мы спокойны. Наше слово — к тем, кто ищет, кто плутает во тьме, изредка выходя на свет и радуясь этой встрече. Пусть в их жизни поскорее воссияет звезда, которая поведет их «дорогой в Дивный сад».
Из интервью иеромонаха Сергия (Рыбко)
|