Церковный вестник


№ 6(259) Март 2003 г. / Архипастырь

КЕЛЕЙНИК ПАТРИАРХА

В начале 2003 года Издательским Советом Русской Православной Церкви была выпущена книга “Архипастырь Сибири”. Она посвящена памяти епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова), скончавшегося в октябре 2000 года. В книгу вошли воспоминания о владыке Сергии его близких, его письма к родным, архипастырские послания, проповеди и выступления, газетные интервью и публикации о жизни Новосибирской епархии и ее правящем архиерее.

Сборник проливает свет на последние пять лет жизни владыки — годы его архипастырского служения. За это время в епархии было открыто пять монастырей, Епархиальные богословские курсы были преобразованы в Богословский институт, большое внимание  владыка уделял православным школам. При епископе Сергии в Дни славянской письменности и культуры стали проходить массовые крестные ходы, начались регулярные миссионерские рейсы по Оби теплохода-церкви “Андрей Первозванный”, стал выходить новосибирский “Епархиальный вестник”. Расцвет церковной жизни в Новосибирской епархии, конечно, связан с возрождением всей Русской Православной Церкви. С этим возрождением совпала и вершина духовного пути епископа Сергия.

Он принадлежал к особому кругу людей, для которых православие в буквальном смысле было отцовской верой: священническая семья Соколовых была тесно связана с кругом единомышленников, сформировавшимся в советские годы вокруг известных духовных писателей Николая Пестова и Сергия Фуделя, которые в свою очередь были духовно связаны с московским старцем Алексием Мечевым. Отец владыки Сергия протоиерей Владимир был сыном репрессированного дьякона, и это с детства определяло особенное положение Серафима Соколова (это мирское имя владыки) среди его сверстников. Глубоко церковная атмосфера в семье сыграла решающую роль в духовном становлении детей: братья протоиерей Николай Соколов и трагически погибший весной 2000 года известный московский священник протоиерей Федор, бывший настоятелем Преображенского храма в Тушине, также посвятили свою жизнь церковному служению.

Но особое значение в жизни владыки имело его тесное общение с Патриархом Пименом, иподьяконом и келейником которого он был в течение 20 лет. Эта близость к Патриарху, по собственному рассказу владыки, сыграла решающую роль в выборе им монашеского пути. “Однажды в Москве я был вызван в военкомат, где меня ожидал сотрудник КГБ. Он сказал, что я могу избежать вторичного призыва в армию, так называемой переподготовки, только если соглашусь работать на них. В ответ на “услуги” он сулил мне золотые горы — им нужен был свой человек возле Патриарха. Я обещал подумать, хотя, конечно, вовсе не намеревался соглашаться. Несколько дней до нашей следующей встречи я провел в усердной молитве, и она меня укрепила. Но когда на лаврской площади в Загорске я сказал гэбисту, что собираюсь остаться в монастырских стенах навсегда, для меня это было такой же неожиданностью, как и для него, — чистый экспромт, так сказать. Или озарение — назовите как угодно. Этот момент и решил мою судьбу, а комитетчик сразу же отстал”.

Святейший Патриарх Пимен высоко ценил своего келейника. Десять лет он не рукополагал инока Сергия: “Не хочу, чтобы ты покидал меня. Ты пойдешь далеко, но только после того как я умру”. Но в конце концов Патриарх Пимен все-таки рукополагает его в иеромонахи и назначает инспектором Московской духовной академии.

Читая его письма, написанные в этот период, удивляешься количеству дел, за которые инспектор берется, и тому количеству сложных человеческих ситуаций, которые он разрешает с тактом и терпением. Покорившись церковному послушанию, он, однако, с горечью назвал себя однажды “монах-администратор”.

Проповеди и выступления епископа Сергия являют нам образ подлинно апостольского горения. “Архиерейское служение это не должность, а крест”, — ответил он на вопрос, нравится ли ему его новая должность.

Существует мнение, что слово архиерея, рукополагающего нового епископа, заключает в себе некое пророчество для последнего. Несомненно, что в этом отношении пророческими стали слова апостола Павла, сказанные Святейшим Патриархом Алексием в Слове при вручении жезла епископу Сергию: “В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны”.

О том, насколько владыка болел душою за паству своей обширной епархии и какое значение он предавал объединению усилий Церкви и государства, говорит его выступление на Рождественских чтениях 1999 года. “Духовная помощь, как и материальная, принимается людьми со слезами на глазах. Без веры в милосердие и помощь Божию невозможно работать в этой юдоли плача. Мне уже несколько раз приходилось видеть, как горько плачут мужчины, полные сил и желания работать на общее благо, но разоренные нуждой. На людях они скрывают слезы, но, наверное, такие встречи-исповеди требуют от духовенства особой духовной мудрости и опыта.

И не от того ли большинство населения нашей страны пока все еще пребывает за стенами Церкви, что мы часто в одиночку, по старинке, пытаемся служить ему, не учитывая, что есть большие возможности совместной работы с населением у Церкви и государства...

Сейчас, как нам думается, надо не винить кого-то, а использовать все возможные варианты укрепления единства Церкви и общества. Поставив конкретную ближайшую цель — укрепление духовной жизни села, города, области в обозримом будущем, мы проявляем тем самым заботу и об обретении в вечности Царства Божия, ибо невозможно надеяться обрести Отечество Небесное, не послужив для Отечества земного”.

Примечательная особенность сборника “Архипастырь Сибири” заключается в том, что он составлен и подготовлен матерью епископа Сергия Натальей Соколовой. Ранее православные читатели могли познакомиться с автобиографической книгой Натальи Соколовой “Под кровом Всевышнего”, вышедшей в 1998 году. В ней жена священника и мать пятерых детей рассказывала о своей жизни, о радостях и горестях семьи священнослужителя.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://