Церковный вестник


№ 11(264) июнь2003 г / Архипастырь

“Особенности, трудности и первоочередные задачи православной миссии в современной Украине”.

 Личность миссионера как образ проповедуемого Христа

О непреходящем значении личности миссионера мне приходится говорить уже, кажется, на третьем форуме — и всякий раз, когда я это говорю, чувствую, что, хотя и повторяюсь, все равно должен сказать.

“Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф. 28, 19) — величественное повеление Господа, данное Его ученикам. Но вспомним и еще об одном: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5, 16), — эти слова Христа являют нам вторую и, на мой взгляд, главную грань миссии Церкви в современном мире.

И вот о втором никогда не следует забывать. К прискорбию нашему, следует отметить, что часто забываем!

А ведь святость всегда была лучшим способом свидетельства. Вспомним, как часто молчаливая проповедь святых, их жизнь звала ко Христу лучше, чем проповедь громогласнейшая. Причина проста: в проповеднике изображался Проповедуемый (Гал. 4, 19), и именно таким образом слушатель привлекался к тайне новой жизни во Христе, на нецерковного и стоящего вне Христа человека падали лучи Божественного света — и он шел ко Христу, поскольку не человеческими усилиями был привлекаем, но ему дано было от Отца Небесного (Ин. 6, 65).

“Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” (Ин. 3, 6). И христианин, рожденный малодуховным миссионером, может во многом быть ущербным: или профессиональным фарисеем-обрядовером, или полупротестантом, или кем-то еще, но обязательно плотским. Православие же духовно от начала до конца. И только духовный миссионер сможет воспитать одухотворенного неофита — достойного христианина и гражданина страны.

Не следует противопоставлять праведность и образованность, святость и грамотность. Нужно только обязательно помнить слова апостола Павла: “И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша (утверждалась) не на мудрости человеческой, но на силе Божией” (I Кор. 2:4-5), — это несомненная истина.

Призыв, за неимением праведных, готовить хотя бы грамотных миссионеров, в принципе правилен. Но следует стараться, чтобы праведность находила место для своего развития и возрастания. Да, не все достигнут меры святых древности. И невозможно “выделать” святость, “создать”, “воспитать” ее. Но способствовать благочестию (и не внешнему только, а внутреннему, истинному) — вполне реально. Как реально благожелательное отношение к пресвитерам и мирянам, живущим благочестно, — взамен подозрительного, часто наблюдаемого сейчас.

И, разумеется, каждый из нас, призванных нести Благую Весть, проповедовать Евангелие Царства, должен обратить все силы души на внутреннее сосредоточенное делание. Тогда можно надеяться на некий успех, по словам преподобного и богоносного отца нашего Серафима: “Спасися сам, и тысячи спасутся вокруг тебя”.

По мудрому замечанию блаженного Августина, следует в общении с обращаемыми “больше говорить Богу о них, чем им о Боге”. Личная молитва о споспешествовании в свидетельстве не просто важна — она безусловно необходима. Она и определяет успех миссионерского делания.

Потому призываю уважаемое собрание к сосредоточенной молитве в дни работы съезда. Испрашиваю Первосвятительских молитв Его Блаженства, молитв собратьев-архипастырей, молитв пресвитеров и мирян.

 

Культура и свидетельство

Православное свидетельство преображает и освящает все сущее, приобщая к Божественному бытию, вводя в новую жизнь во Христе. И потому очень важно правильно подойти к принятию и пониманию традиционной украинской культуры в свете ее христианизации.

Культура нашего народа сформировалась, как известно, под влиянием православного христианства. Однако многие этнокультурные явления имеют характер либо языческих, либо только внешне христианский, и мы должны помочь каждому человеку почерпнуть из неиссякаемого источника христианства, чтобы и его личное переживание культуры было проникнуто светом Христа.

Нужно понимать, что сейчас между Православием и украинской культурой сложились довольно странные отношения. С одной стороны, попытки “украинизации” Православия делались и делаются в основном людьми нецерковными; с другой стороны, самая идея “украинского Православия” приобрела стойкую логическую связь с понятиями “самосвятство” и “раскол”. Кроме того, именно самосвяты и раскольники упорно внушают всем мысль, что всякое Православие, кроме созданного по их образцу, — не украинское.

Потому мы имеем совершенно реальную ситуацию конфликта между украинской культурой и Православием — конфликта совершенно надуманного и искусственного.

Ситуация требует решения. И задача всех секций — найти пути или хотя бы наметить первые шаги в направлении уврачевания этого ненормального состояния.

 

Правовые аспекты миссии

Вообще, правовые вопросы нашей деятельности очень сложны. Нужна, вероятно, общецерковная юридическая служба, которая бы, имея в своем штате квалифицированных специалистов, оказывала консультативную помощь нуждающимся в ней.

Согласно определениям Первого (шестого) съезда миссионеров в Белгороде (1996 г.), и нам следует подумать об учреждении смешанных церковно-государственных комиссий для определения терминологии, касающейся религии, выработки заключений о вероучении и уставах тех или иных религиозных общин, составления рекомендаций органам власти по сложным случаям государственной практики в отношении к религиозным организациям.

С другой стороны, мы должны быть внимательны в словах и делах. Мы, еще раз говорю об этом уверенно, не имеем права подражать методам деятельности некоторых религиозных организаций.

Из уст многих не в меру ретивых православных проповедников и обличителей звучат слова, например, об общественной опасности той или иной религиозной группы, о противоправных действиях адептов того или иного культа. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что многие утверждения голословны, — а в это время уже и иск в суд подан, и приходится искать пути к отступлению. Так быть не должно.

Да, еще раз повторюсь, многие из инославных и раскольничьих организаций действуют так,  но они не принадлежат к Церкви, с них и спрос другой, как со слепых или ослепленных. А вот нам следует действовать в законных рамках.

Отношения с государством

Еще одной особенностью миссионерского делания в Украине является неопределенность церковно-государственных отношений. Религия не является государственной, а законы, к сожалению, оставляют массу лазеек для чиновничьего произвола. В результате все зачастую зависит от личных отношений: епископа — с губернатором, священника — с городским или сельским головой. И любая смена начальства или неожиданное изменение позиций властей приводит к коренному перелому в положении Церкви.

Если же и встречается не просто толерантное, а действительно благожелательное отношение к нам властей предержащих, то сия радость скоро может претвориться в плач. Надо заметить, что государственные чиновники всех уровней в основной своей массе воспитывались в атеистическом государстве, где религия, особенно Православие, была гонима. Это определяет в некоторой мере и их симпатии к Православию, как религии старшего поколения — вере, которая подвергалась наиболее ожесточенному прессингу со стороны безбожной власти. Но сейчас созрела новая генерация молодых предпринимателей и бизнесменов, все больше участвующих в политической жизни, для которых понятие религиозной принадлежности или религиозных симпатий практически отсутствует. Это значит, что они легко попадают под влияние различного рода миссионеров и, занимая места в структурах власти (вплоть до самых высоких), начинают лоббировать интересы кто — язычников, кто — многоразличных сект, в том числе и тоталитарных. И скоро мы можем оказаться в ситуации смены традиции. И — стать церковью нетрадиционной, церковью меньшинства. А о “странностях” религиозной статистики я уже говорил несколько раньше.

Кроме того, в нынешней ситуации Церковь не просто уравнена в правах и обязанностях с религиозными организациями-однодневками, но и фактически приравнена к ним. И любое миссионерское движение православных вызывает “резонные” вопросы представителей других конфессий: “А почему этого нельзя нам?” (особенно это касается появления священников в школах, военных частях и исправительных учреждениях). В законодательстве не только нет указания на традиционность Православной Церкви для Украины, но и сама Церковь не имеет статуса юридического лица. А потому “переходы” из Украинской Православной Церкви в другие юрисдикции сопровождаются сменой собственника, и, к примеру, церковное здание, построенное сто или двести лет назад, вдруг становится собственностью секты, позавчера зарегистрированной. Нонсенс? Но он существует! Нужно постараться выработать в Заявлении нашего съезда взвешенные рекомендации к народным депутатам относительно изменения существующего законодательства.

Следует помнить, что вопросы церковно-государственных отношений имеют и еще один очень важный аспект. Развивающееся сейчас инославное влияние разрушает традиционные для Украины формы духовности. И мы должны четко и ясно заявить о том, что сотрудничество государства с Украинской Православной Церковью — дело огромной важности, дело, касающееся сохранения и приумножения всего того, чему дала жизнь Украина.

Наконец, и вопросы государственной регистрации и государственного участия в деятельности общин должны получить должное освещение. Нередки случаи, когда руководители отделов по делам религий вследствие своих личных симпатий лоббируют интересы определенной конфессии. Иногда их характеристики той или иной религиозной группировки напоминают просто панегирик — и вот такие заключения принимаются во внимание представителями местной власти. Напротив, неугодные конфессии чувствуют “опеку”, похожую на ту, какая была во времена недоброй памяти “уполномоченных”. Следует, наверное, подумать о выработке мер по недопущению подобной практики.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://