Церковный вестник


№ 4(377) февраль 2008 / Архипастырь

Главная задача церковной прессы — просвещение людей

Я рад приветствовать всех собравшихся на секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика», всех, кто трудится на этом поприще и кого волнует состояние и проблемы современной церковной журналистики.

Конечно, главное, что можно отметить сегодня, — то, что церковная журналистика существует и развивается, что она состоялась как таковая, сформировалось определенное православное медиа-пространство. Издается множество церковных изданий: от официальных Синодальных и епархиальных газет и журналов до приходских листков, которые появились на свет Божий благодаря усилиям мирян-энтузиастов. Многие православные издания на сегодняшний день представляют собой профессиональные структуры со значительным охватом читательской и зрительской аудитории. Можно отметить среди них журналы «Фома» и «Нескучный сад», петербургское радио «Град Петров», телеканалы «Спас» и «Союз», созданный на основе телестудии Екатеринбургской епархии.

Не могу не упомянуть и о Саратовской епархии. Еще четыре года назад единственным православным изданием в нашем регионе была газета «Православная вера», состоявшая в основном из заимствованных материалов. Сегодня только информационно-издательским отделом епархии издаются ежеквартальный иллюстрированный журнал «Православие и современность» и поддерживается одноименный ежедневно обновляемый Интернет-портал. Выходят две газеты, одна из которых ориентирована на молодежную аудиторию. Епархиальная телестудия выпускает одну еженедельную и две ежемесячные телепрограммы. Еще целый ряд разного рода изданий — православные странички, вкладки, теле- и радиопрограммы — готовятся в сотрудничестве со светскими СМИ.

Думаю, за последние годы и центральная, и региональная православная пресса совершили рывок количественный и качественный. И причин тому несколько: и возрастающий спрос на издания духовно-нравственной тематики у наших читателей, и рост профессионализма сотрудников церковных СМИ, и, не в последнюю очередь, понимание духовенством того, что пресса способна оказать Церкви неоценимую помощь в деле христианской проповеди.

Но, вместе с тем, сохраняется и ряд проблем, актуальных для всего православного журналистского сообщества.

Так, полагаю, что большое количество церковных изданий, в том числе официальных епархиальных, испытывает недостаток финансирования, потому что по-прежнему Церкви приходится уделять максимум времени и средств восстановлению храмов и приходской жизни. Однако нельзя отрицать и того, что перемены к лучшему в этом отношении заметны.

Недостаток финансирования, а вместе с тем кадров и технических средств, приводит к тому, что многие региональные православные СМИ подменяют нормальную редакционную работу тиражированием новостей и статей из интернет-источников. Возможно, это в какой-то мере допустимо для приходского листка, но не для изданий, действующих на профессиональной основе. Такой подход не просто обедняет творческую жизнь издания, он отталкивает читателя, который видит, что газета не интересуется его жизнью, тем, что происходит рядом с ним.

И все же одной из самых проблемных на текущий момент я назвал бы такую ситуацию. Сегодня, наряду с церковными СМИ, действует множество околоцерковных и даже антицерковных изданий, которые, проповедуя совершенно противоположные вещи, одинаково именуют себя православными. Группа так называемых «околоцерковных» СМИ неустойчива и временами склоняется то к одной, то к другой стороне, смущая и запутывая читателя, который пока не усвоил правильных понятий о духовной жизни или еще только ищет свой путь к Богу. Мы говорим о том, что работа православного журналиста является одной из разновидностей проповеднического служения, о том, что наше слово может помочь человеку достигнуть спасения. Но именно поэтому деятельность «православных» (в кавычках) изданий, глубоко враждебных Церкви, сеющих смуту, вражду, суеверия, разжигающих разного рода страхи, раскольнические настроения, может иметь самые разрушительные последствия. Не столько для Церкви, потому что, по слову Спасителя, врата адовы не одолеют ее (Мф. 16, 18), сколько для тех верующих людей, жаждущих истины, которым подают камень вместо хлеба.

Но если для Церкви вполне очевиден вред, который наносят подобные издания, пока не вполне понятно, как же следует решать эту проблему в рамках действующего законодательства. Очень важно, чтобы началось регулярное общение, объединение православного медиа-сообщества, и чтобы оно высказало свое отношение к этой проблеме.

Я полагаю, что, прежде всего, необходимо разборчивое отношение к персоналиям. Сегодня одни и те же авторы зачастую могут появляться со своими публикациями одновременно и в церковных, и в каких-либо одиозных антицерковных СМИ. Мое мнение таково: антицерковные издания должны быть игнорируемы и со стороны православных журналистов, и со стороны духовенства Русской Православной Церкви. На их действия надо отвечать, но с ними ни в коем случае нельзя сотрудничать.

В каком-то смысле очень хорошо, что развитие церковной прессы произошло с некоторым запозданием по отношению к прессе светской. Потому что последние 10–15 лет бурного, я бы сказал, хищнического развития светских СМИ показали не только их профессиональные возможности, но и во многом дискредитировали: слишком часто пресса, называющая себя свободной, оказывалась полностью зависимой от борющихся финансовых группировок. И сегодня, к сожалению, мы видим и практически полную утрату каких-либо нравственных ориентиров в современной журналистике, и примеры «полной нерукопожатности» отдельных журналистов.

Все это должно послужить уроком прессе церковной. Для нас, например, категорически неприемлем враждебный или уничижительный тон, присущий многим современным СМИ, однако он часто проникает и в ту полемику, которая ведется по вопросам церковной жизни. И нам нужно быть очень внимательными, чтобы не поддаваться «духу мира сего».

Главная задача церковной прессы на десятилетия вперед — просвещать людей. Гилберт К. Честертон так высказался об одном из тяжелых периодов в жизни христианской Церкви: «...Одно оставалось ей — отчаянно биться с варварами и упрямо твердить Символ веры».

Это применимо и к нашей сегодняшней ситуации. И нам следует без устали говорить, объяснять, разъяснять людям наш Сивол веры, самые элементарные вещи — о Боге, Церкви, вере, духовной жизни. Потому что пока эти знания — достояние очень небольшого круга наших современников. И потому что все смущения, исторические мифы, раскольничьи тезисы находят себе благодатную почву в среде людей непросвещенных. Эти люди могут быть верующими, крещеными, могут даже причащаться регулярно — и при этом жить, годами не открывая Священное Писание, ни разу не прочитав Евангелие. Эта ситуация парадоксальна, но она очень характерна для современной России. Поэтому все мы, люди, так или иначе связанные с церковной прессой, сегодня не имеем права на высокомерную позицию: «Да мы об этом уже писали год, два года назад...» или: «Что об этом говорить? Об этом и так все знают». К сожалению, не знают. Именно об этом свидетельствуют случаи, когда люди массово сжигают свои паспорта или закапываются в землю, как в Пензенской области.

Я желаю всем участником секции успешной и плодотворной работы, интересного творческого общения. Я думаю, нам нужно успеть обсудить многое, ведь встречи представителей православного журналистского цеха проходят не так часто, как хотелось бы. Значение крупнейшей в нашей стране образовательной конференции — Рождественских чтений — как раз и состоит в том, они дают нам возможность встретиться, поделиться опытом, обсудить наши общие проблемы. И я желаю всем вам всемерной помощи Божией в вашем служении, в деле современной апостольской проповеди, которая может быть успешной только в том случае, если мы помним о Боге и все свои дела посвящаем Ему.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://