Церковный вестник


№ 23(300) декабрь 2004 / Искусство

Колокольные Истории

При московском храме Святителя Николая в Заяицком вот уже десять лет действует уникальный Колокольный центр, который оказывает помощь монастырям и храмам в установке звонниц, подборке колоколов, проводит акустические и научные исследования. С 1996 года при Центре существуют курсы по обучению звонарей. За это время более 500 человек из Москвы и других городов освоили здесь звонарное искусство. А в январе 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия при Колокольном центре открылся первый и пока единственный в России музей-лекторий православного звона. Рассказывает заведующая музеем-лекторием И.В. Романова.

 

Била и колокола

Экспозиция музея условно разделена на несколько тематических частей. Вначале мы рассказываем о временах первых христиан и предшественниках колоколов — деревянных билах. У нас есть замечательные экспонаты, например, било, привезенное со Святой горы Афон. По сей день традиция звона в било сохраняется в Греции, Сербии, Болгарии и других странах. В некоторых храмах Москвы в настоящее время также можно увидеть било. В древние времена звон в било ассоциировался со звуком ангельских труб, в которые, по словам патриарха Софрония, «вострубят в последний день и... возбудят все народы». Колокола благодаря громкому, яркому и благозвучному «голосу» постепенно заменили била практически во всех христианских странах.

Существует очень интересное предание. В IV веке колокола появились в Италии, в городе Нола провинции Кампания. Епископ этого города святой Павлин Милостивый, возвращаясь после службы домой, прилег отдохнуть в поле и во сне увидел ангелов, которые держали в руках полевые цветы колокольчики. Проснувшись под впечатлением чудного видения, епископ позвал мастера и приказал ему изготовить небольшие медные колокола наподобие полевых колокольчиков. В церковнославянском языке колокола называют кампанами, а наука, исследующая историю колокольных звонов, именуется кампанологией.

До XV века во всех монастырях России звонили в било. И позже традиция звона в било сохранялась во многих местах, а в Троице-Сергиевой лавре и Великом Новгороде — вплоть до революции. К колоколам поначалу относились с осторожностью, и они были только в великокняжеских и митрополичьих храмах. Однако XVI—ХVII века стали периодом расцвета колокольного искусства на Руси. Появляются такие замечательные мастера, как Александр Григорьев, братья Иван и Михаил Моторины и другие, которые разработали «русский профиль» колоколов, представленный у нас в музее на схемах. Мастера стремились к тому, чтобы у каждого колокола была мелодичная персональная звуковая окраска.

В музее можно узнать об исторических судьбах многих известных колоколов. В первую очередь это Царь-колокол, который был отлит в 1735 году по повелению императрицы Анны Иоанновны и по сей день остается самым большим в мире. Колокол имеет очень красивый орнамент, на нем изображена во весь рост сама императрица Анна Иоанновна, царь Алексей Михайлович, декор украшен изображениями ангелов, святых. Колокола — как и люди, у каждого своя история, и различные общественные события сказывались на их судьбах. Например, Угличский колокол, который сейчас находится в Угличе в храме царевича Димитрия, известен как «ссыльный» колокол. По повелению Бориса Годунова колокол «высекли», отрубили ему уши, вырвали язык и отправили в Тобольск за то, что он возвестил о смерти царевича Димитрия. Мы рассказываем также об уникальном Соловецком благовестнике, который и по сей день звонит на Соловках. Создание «Благовестника» связано с событиями Крымской войны. 6 июля 1854 года к Соловецкому монастырю подошли два английских шестидесятипушечных фрегата — «Бриск» и «Миранда». Прибыл парламентер с предложением сдать обитель со всем гарнизоном. Ему ответили отказом. На следующий день корабли открыли стрельбу из всех 120 орудий и выпустили по монастырю 1800 снарядов и бомб, которых, по признанию английского капитана, было достаточно, чтобы разрушить несколько городов. Однако яростное сопротивление монастыря вынудило английские суда уйти. Подводя итоги сражения, защитники были удивлены отсутствием жертв. Одно из ядер было обнаружено неразорвавшимся за иконой Богоматери, что окончательно уверило людей в промысле Божьем. В память о чудесном спасении монастыря царь Александр II подарил ему колокол, для которого была построена отдельная часовня. Общий звон перед каждой службой в монастыре предваряется тремя ударами в этот колокол.

 

О секретах изготовления колоколов

Сейчас появились новые технологии отливки колоколов, а раньше этот сложный, трудоемкий и веками отработанный процесс был практически везде одинаковым. Отливались колокола в специально вырытой яме. Перед этим изготавливали внутреннюю форму — болванку, внешнюю форму — кожух, и между двумя формами заливалась колокольная бронза, которая состоит примерно из 80 процентов меди и 20 процентов олова. Колокол остывал, малый — в течение трех дней, большой — семи дней, потом его обрабатывали и отшлифовывали. Конечно, это довольно упрощенное, схематическое объяснение. Литейщики говорят, что процесс отливки колокола, его «голос» — в руках Божьих. Поэтому отливку колокола всегда сопровождает молитва. Существует специальный чин освящения компанов, когда испрашивается Божье благословение на сей колокол, чтобы он созывал верующих и благовестил во славу Божью. В экспозиции нашего музея представлены макеты, позволяющие ознакомиться со способами литья колоколов.

Посетителям музея мы рассказываем о заводах по изготовлению колоколов, действовавших в России в ХIХ веке. В то время русские колокола славились во всем мире и практически всегда занимали первые места на международных ярмарках. Был широко известен ярославский завод Оловянишникова, московские колокололитейные заводы Финляндского и Самгина. В нашей экспозиции на музейной звоннице представлены два колокола, изготовленные на заводе Оловянишникова, есть колокола завода Самгина.

На специальной витрине расположены колокола, выполненные из титана, металлокерамики, стали и чугуна. Во все века колокола пытались изготовить из разнообразных материалов. Отливали и из одной меди, и из чугуна, есть колокола серебряные и хрустальные. На Соловках были даже колокола из камня. Мастера пробовали различные варианты, но пришли к выводу, что лучше всего звучит колокольная бронза.

 

Русские звонницы и звонари

В первые времена христианства на Руси использовали простые звонницы: на столбах подвешивался один или несколько колоколов или столб присоединялся к храму. В XIII— ХIV веках стали строить так называемые настенные звонницы — яркий пример такой звонницы можно увидеть в Псково-Печерском монастыре. Поначалу на Руси звонили так же, как и на Западе, «очепным» способом. Колокол раскачивался с помощью деревянного приспособления — очепа, от которого вниз шла веревка. Он приходил в движение подобно тому, как от дуновения ветра раскачивается колокольчик. Однако примерно в XVI веке русские мастера придумали так называемый «язычный» способ, когда раскачивается язык, а не сам колокол. Благодаря этому можно было звонить в колокола гигантских размеров. В XVI—ХVII веке появляются звонницы палатного типа, которые представляют собой галерею в два и более пролетов c размещенными в них колоколами. Конструкция палатной звонницы позволяет звонарю подниматься прямо к колоколам и звонить в них колокольными языками. Классическим примером подобного сооружения является звонница Успенского собора в Ростове Великом. Начиная с XVI века особенностью архитектурного строительства являлось обязательное устройство на первых этажах колоколен небольших храмов. Такой тип называется «храм иже под колоколы». Пример — столбообразная колокольня в Московском Кремле «Иван Великий» с храмом Иоанна Лествичника под ней. Четырехъярусная колокольня, построенная в XVI веке, имеет 89 метров (с крестом — 102 метра). Эта колокольня в течение трех с половиной столетий оставалась самым высоким зданием Москвы. К ней непосредственно примыкает Успенская звонница псково-новгородского типа, построенная специально для подвески больших колоколов в 1552 году, с храмом Святителя Николая Чудотворца, и так называемая Филаретовская пристройка с небольшой звонницей наверху. В настоящее время на колокольном комплексе размещено 19 колоколов, в том числе два «тысячника»: «Успенский» весом около 4000 пудов и «Реут» весом примерно 1200 пудов. В течение долгого времени именно с Успенской звонницы начинался пасхальный звон в столице: люди собирались на Ивановской площади, ровно в полночь благовестил Успенский колокол, потом звон подхватывали другие монастыри и храмы, и вся Москва благовестила на Пасху.

В нашей экспозиции целый раздел посвящен знаменитым звонарям. В царской России не было специальной школы звонарей. Учились непосредственно на колокольне по принципу «делай, как я». Неделей рождения звонарей считалась Пасхальная седмица, когда каждый желающий мог забраться на колокольню и позвонить. В некоторых исторических книгах рассказывается о том, что опытный звонарь смотрел, у кого лучше получается, и отбирал людей для дальнейшего обучения. На фотографиях в музее можно увидеть мастеров колокольного звона: протоиерея Аристарха Израилева, который записал в нотном переложении ростовские звоны; главного звонаря Новодевичьего монастыря Владимира Ивановича Машкова, который звонил там в течение 28 лет, до глубокой старости, а умер он в 2001 году; легендарного московского звонаря Константина Константиновича Сараджева. Несмотря на то, что многие звонари не имели музыкального образования, они были замечательными мастерами.

 

Мастерство звонаря

Для звонаря важно знать, в какой момент звонить, какой должен быть звон. Об этом говорится в «Типиконе» и уставе церковного звона. Очень интересна книга Оловянишникова «История колоколов». До революции в России существовало более 20 колокольных заводов, сейчас — около 10. По рассказам современных литейщиков, многие пользовались этой книгой, когда возрождали колокольное дело.

Назначение колоколов было многофункциональным. Они не только укрепляли людей в вере, пробуждали в них молитвенное чувство, звали в храмы. В древние времена колокол собирал народ на вече, его звон возвещал о скорбных событиях — пожаре, войне, в непогоду предупреждал заблудившегося путника о близости населенного пункта. Радостным колокольным звоном приветствовали дорогих гостей.

 

О посетителях музея

К нам приходят люди разных возрастов и профессий. Нередко приезжают группы учащихся из воскресных школ Москвы и Подмосковья. Приходят те, кто интересуется русской историей и культурой. С каждой группой стараемся работать индивидуально. Всем посетителям мы демонстрируем четыре канонических звона и рассказываем об их символике. Раньше, какой бы звон ни звучал — церковный или набатный, каждый человек понимал его значение. Сейчас большинство людей не разбираются в таких тонкостях.

Существует четыре канонических звона. Самый древний из них — это звон в большой колокол, в благовест, его можно услышать перед каждой церковной службой. Мерные, величественные удары раздаются окрест и словно зовут: «К нам... К нам... К нам...» Перезвон можно услышать в Страстную седмицу, он звучит в Великую субботу в Чине погребения Плащаницы (как медленный погребальный звон) и в Чине некоторых водосвятных молебнов (тогда перезвон становится довольно быстрым). При перезвоне колокола звонят с большого до маленького, что символизирует истощение Господа. Перебор — это погребальный, печальный звон, он звучит после отпевания. В переборе другая очередность звона в колокола — с маленького до большого, что как бы символизирует человеческую жизнь от младенчества до старости, и под конец — удар во все колокола — обрыв, смерть.  В трезвоне участвуют все группы колоколов, вплетающих свои голоса в общий хор. Это самый сложный и радостный звон. Как правило, трезвоном мы и заканчиваем рассказ о музее, а потом все желающие могут попробовать свои силы в звонарном деле. Некоторые после первых проб записываются на курсы, действующие при Колокольном центре.

Я окончила курсы при Колокольном центре в 1996 году и звоню в храме Святой Троицы в Коньково на протяжении нескольких лет. На курсы, как правило, приходят уже воцерковленные люди, которые работают при храмах и получают благословение священника на обучение. За три месяца учащиеся получают теоретические знания и практические навыки, а также выезжают в Ростов. Там знаменитые звонари показывают свое мастерство нашим ученикам. Мы ездим также в Новоспасский и Новодевичий монастыри, в Храм Христа Спасителя. В центре собрано более 500 книг по истории колокольного дела, есть обширная видеотека.

На Руси всегда преобладало мужское звонарное дело, но в женских монастырях звонили женщины. Когда случались войны и мужчины уходили, женщины заменяли их на звонницах. Сейчас многие женщины постигают звонарное искусство. В наших группах они составляют примерно половину.

Сегодня появляются новые колокола и звонницы, обучаются талантливые звонари, развивается и совершенствуется традиционный православный звон. В нашем музее-лектории те, кто хочет узнать о прошлом и традициях колокольного звона, понять и ощутить всю его красоту и глубину, познакомиться с искусством литья колоколов, могут открыть для себя интереснейшие страницы истории России.

 

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://