№ 13-14 (362-363) июль2007 / Искусство

«..Предыдущая статья

Как мы понимаем святость

С первых дней работы в Звенигороде я ощущал эту работу как свой долг и священную обязанность. Посмотрите, кто здесь трудился прежде нас! Это преподобный Андрей Рублев — крупнейшая фигура своей эпохи, потом «оруженосцы» — мастера Оружейной палаты. Тоже высочайший уровень своей эпохи. В-третьих, это мастера, расписавшие собор. Несмотря на разорение, которому подвергся монастырь в ХХ веке, несмотря на, быть может, поспешную реставрацию, эта роспись производит впечатление высочайшего уровня своей эпохи.

Сегодня Господь призвал потрудиться нас. Независимо от того, как мы относимся к тем или иным иконописным стилям и школам, очевидно, что нам нельзя не соответствовать этому высочайшему духовному и эстетическому уровню различных эпох русской жизни. Конечно, робость охватила нас, когда мы приступили к этой работе.

Но должен сказать, что и открытий на этом пути немало. Звенигород, великий иконописный чин Рублева да и сам монастырь для меня по-настоящему раскрылись только в последнее время, когда я получил возможность увидеть ту огромную просветительскую работу, которую сегодня ведет Саввино-Сторожевский монастырь.

Я не люблю выражение «новая иконография», оно, на мой взгляд, задает неверное направление. С  одной стороны, мы работаем в каноне, с другой стороны, мы призваны выражать новые идеи, осмыслять изнутри традиции те духовные реалии, которые раскрываются в современном мире. Канон определяет конкретные особенности, базовые принципы, на которых стоит православная иконопись, но канон не исключает творчества. Иконопись — это визуальный ответ на то, как мы ощущаем Бога, Его присутствие здесь и сейчас. Иконописная программа торжеств — это наш ответ, ответ Церкви на вопрос о том, как мы любим святость, как видим, принимаем и храним благодать, изливающуюся, в том числе и через иконописный образ.

Наша иконографическая программа призвана языком иконы — как миниатюры, так и таких традиционных методов, как стенопись, — осмыслить жизнь преподобного Саввы, рассказать о нем и показать высокое значение его подвига для каждого из нас.

Сегодня мы уже не просто копируем иконы, а учимся мыслить так, как мыслили иконописцы. Только так возможны современные открытия в иконописи, дальнейшее развитие этого искусства. Поэтому большая часть наших работ, в которых мы будем использовать традиционные иконографические приемы, будет совершенно новой по осмыслению.

В рамках программы мы планируем создать более сорока иконографических произведений. В  этой работе участвуют люди, живущие в разных городах, но объединенные общим пониманием наших задач и желанием посвятить оставшееся до юбилея время преподобному Савве Сторожевскому.

«..Предыдущая статья

№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 6(379) март 2008



№ 9 (382) май 2008





№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика