Церковный вестник


№ 19(368) октябрь 2007 / Выставки и конференции

Мы призваны помнить

К 15-летию Свято-Тихоновского университета в Историческом музее открыта выставка «Новомученики и исповедники ХХ века. Из собрания музея ПСТГУ». Отдел новейшей истории Русской Православной Церкви — один из ведущих в университете. Научным коллективом отдела подготовлено более десятка изданий об иерархах, пострадавших в годы гонений. В университете собрано значительное количество оригинальных документов, фотографий, вещей, принадлежавших ныне прославленным величайшим архипастырям той эпохи. Многие экспонаты, представленные на выставке, хранятся в частных архивах и выставляются впервые.

Выставка посвящена репрессиям, направленным против Русской Православной Церкви в ХХ веке, и охватывает период с конца 1917 года до 1950-х годов. Хотя были священники, которые сидели в тюрьме и в 1960-е, и даже в 1990-е. Назову, к примеру, архимандрита Иосифа (Сафонова), который подвергался репрессиям всю жизнь, начиная с 1930-х и вплоть до 90-х годов. В 1980-е годы его арестовали за связь с иностранцами: слава о старце дошла до Голландии, откуда к нему регулярно приезжали паломники, — это и стало причиной очередного обвинения.

Смысловым центром выставки является икона «Собор Новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших». Это список с образа, который был написан на факультете церковных художеств ПСТГУ в 2000 году ко дню прославления святых мучеников и сейчас находится в Храме Христа Спасителя. На языке иконографических символов образ рассказывает нам о подвижниках благочестия и мучениях, которые им довелось испытать за веру и Церковь Христову.

На выставке представлены предметы, принадлежавшие священномученикам. Собрать эти реликвии было чрезвычайно трудно. Родственники и близкие, хранящие эти священные предметы, так дорожат ими, что боятся расстаться с ними даже на самое короткое время. Легче собрать небольшую постоянную выставку, как, например, это устроено в реликварии храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Выставка охраняется, и владельцы святынь спокойны за их судьбу. При необходимости они могут приехать и убедиться, что все на месте. Но все же нам удалось представить на выставке ряд бесценных предметов. Некоторые вещи взяты из собрания музея ПСТГУ, из личного архива ректора университета протоиерея Владимира Воробьева, из частных собраний родственников митрополита Агафангела (Преображенского), архиепископа Сергия (Гришина), протоиерея Николая Агафонникова.

Сведения о священнослужителях, прошедших через страшные испытания за веру, стали собирать еще в советское время. Одним из таких выдающихся церковных историков был Михаил Ефимович Губонин (в 2007 году исполняется 100 лет со дня его рождения). М.Е. Губонин и сам не избежал ссылки — он провел несколько лет в Средней Азии. По образованию художник, он работал в области прикладной графики, был автором известной всем обложки журнала «Московской Патриархии», работал в издательстве при кондитерской фабрике «Красный Октябрь». Некоторые из его этикеток используются до сих пор: например, шоколад «Золотой ярлык», «Слава», «Люкс», конфеты «Садко». Графикой Михаил Ефимович зарабатывал деньги, хотя, думаю, он любил свою работу. Все остальное время он посвящал другой деятельности. В его архиве собраны вещи, письма, воспоминания о мучениках и исповедниках ХХ века. Михаил Ефимович проделал невероятную для одного человека работу, по объему равную работе целого института. Летом 2007 года в издательстве ПСТГУ вышла книга «Современники о Патриархе Тихоне», изданная по материалам, собранным М.Е. Губониным. На выставке экспонируются рукописные листы; все материалы были аккуратно сшиты в тетрадки, исписанные каллиграфическим почерком. Видно, сколько любви историк вложил в свой труд.

Работу Михаила Ефимовича Губонина по сбору сведений о пострадавших за веру продолжают в наше время сотрудники кафедры информатики ПСТГУ, где уже около 15 лет пополняется база данных «Новомученики и исповедники Российские ХХ века» (www.pstgu.ru). Она насчитывает ныне 30 тысяч имен тех, кто пострадал за Христа в годы гонений. База доступна для всех посетителей выставки в Историческом музее, и любой человек может узнать, нет ли среди исповедников ХХ века его родственников или близких.

На выставке представлено большое количество экспонатов, использовавшихся в тайных церквях: литургические сосуды из дерева, венцы для жениха и невесты из простой стальной проволоки, потиры размером с рюмку... Тайные богослужения совершались в годы гонений по всей стране. Служили и в лагерях, и в тюрьмах, когда это было возможно. Бывало, в 1920-х годах в камере Бутырской тюрьмы собиралось множество священников, несколько архиереев. Служили по памяти, замечательно пели. Незабываемые это были службы. В лагерях служили тайком, случалось, за «нарушение лагерной дисциплины» иные подвергались мучительной казни.

На выставке представлено письмо епископа Серафима (Звездинского) 1923 года из Бутырской тюрьмы духовным чадам, написанное таинственным иносказательным языком. В переписке тех лет использовали много условных словечек. Обедню, Божественную литургию называли «обедом»; «дедушкой» и «бабушкой» величали игумена или игуменью, настоятеля или настоятельницу; «уехал в дом отдыха» или «санаторий» означало, что человек арестован или находится в заключении.

Когда все храмы в округе оказались закрыты или переданы обновленцам, священники стали тайно служить на квартирах, в подвалах домов, в лесных землянках. В следственных делам нам попадались фотографии подобных тайных церквей и даже целых монастырей. На одной из фотографий — полянка в глухом лесу. Поднимается кусок дерна с травой и цветами, а там — ход вниз. Перед нами церковь, куда по очереди, тайно стекались верующие. Их раскрыли совершенно случайно: два чекиста шли вдоль ручья и заметили человека в лесу. Они пошли за ним и обнаружили подземный храм. В деле есть фотография внутреннего помещения: на деревянных подпорах висит лампадка, виднеются в темноте иконы.

Для тайных служений требовались богослужебные предметы. Но их не было. Использовали то, что оказывалось под рукой: алюминиевую ложку, лагерную кружку. Иногда удавалось вырезать из дерева чашу и какое-то время сохранять ее. Хотя порой даже в Карлаге (Казахстан) умудрялись что-то доставать: ведь за батюшками ехали их верные чада, которые заботились о своих духовных отцах. Они пекли черные булочки вместо просфор, передавали сильно разбавленное вино, почти водичку, под видом киселя, сока. Часто это и был какой-нибудь сок. Заключенные священники старались причастить умирающих. Иногда священники сопровождали телеги с телами умерших, которых везли на лагерное кладбище. Тогда по дороге батюшка отпевал страдальцев...

Выставка в Историческом музее показала, что необходимо создание специализированного музея, посвященного подвигу священства и мирян, пострадавших за Христа в ХХ веке. Такой музей планируется создать в одном из зданий Свято-Тихоновского университета — бывшем Епархиальном доме в Лиховом переулке, где в 1917–1918 годах проходил Поместный Собор, избравший Святейшего Патриарха Тихона. Это необходимо и для студентов университета, и для всех, кто интересуется историей Русской Православной Церкви и почитает подвижников веры и благочестия.

Материал подготовлен пресс-службой Свято-Тихоновского университета. 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://