Церковный вестник


№ 23(372) декабрь 2007 / Выставки и конференции

V Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах»

— Ваше Высокопроесвященство, каков, на ваш взгляд, основной результат конференции?

— Поскольку это богословская конференция, я надеюсь, что все мы покинем ее с новым пониманием таинств Церкви. Однако я не считаю эту конференцию исключительно научным мероприятием. Для меня это в первую очередь возможность личного общения, возможность познакомиться с новыми людьми, которые станут добрыми друзьями. Для меня важнее всего то, что мои научные интересы должны быть укоренены в личных контактах, в непосредственном общении. Да, у нас есть сегодня Интернет, компьютеры, телевидение. Но по-прежнему не существует замены встреч людей лицом к лицу, встреч, когда можно посмотреть в глаза другим и дать им заглянуть в свои глаза. Пятидесятница произошла не через Интернет и не по телевидению, но когда ученики собрались вместе в одной комнате. И нам нужно, несмотря на все продвинутые методы коммуникации, встречаться и общаться напрямую.

Эта конференция — прекрасная возможность такой встречи.

— Есть ли разница в понимании и практике совершения Таинств в России и в Англии? Близки ли ситуации, одни ли и те же проблемы встают в приходах Русской Православной Церкви и в Константинопольском Патриархате?

— Ситуации разные, а проблемы во многом одинаковы. В XX веке одно из самых важных нововведений религиозной жизни — евхаристическое богословие. В этой связи мы говорим в первую очередь о трудах о. Николая Афанасьева и греческого митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). В евхаристическом богословии основной акцент ставится на важности Литургии, на том, что Церковь — это евхаристический орган, которым она становится, когда мы принимаем Святые Таины. Это хорошо в теории, но как это происходит на практике? На мой взгляд, один из центральных моментов —  возрождение частого причащения. Это очень важно: в тех приходах, где люди причащались четыре раза в год, теперь начинают причащаться чаще. Я вижу, что это происходит не только в Великобритании, но и в России, и в Греции. Русская Церковь сегодня намного более евхаристична, чем Церковь  XIX века.

— В Англии тоже бытовала традиция редкого причащения?

— Да, эмигранты из России в Англию и Грецию приезжали со своими традициями и причащались редко. Это многолетняя традиция, но сейчас мы видим изменения, хотя, к сожалению, не везде.

Вопросы подготовки к причащению широко обсуждаются на конференции. К причащению обязательно нужно готовиться. На конференции звучат вопросы: нужно ли исповедоваться перед причастием, как часто нужно исповедоваться, как готовиться. Если человек чаще причащается, то нагрузка на священника может быть очень большой: принять столько исповедей! Но это одна сторона.

Я бы хотел, чтобы люди больше принимали участие в Литургии. Разве же все собрание не должно петь? В России прекрасные хоры, но почему бы некоторые части службы не петь всем вместе: отвечая хором «Господи помилуй», исполнять и другие песнопения, например, «Благослови душе моя Господа» (митрополит Каллист повторяет название псалма по-русски). У хора могут быть свои части.

Нужно не только более частое причащение, но и больше общего пения.

В комментарии на Литургию Николай Кавасила пишет, что когда священник начинает службу возгласом, мы все отвечаем ему «Аминь». Не хор, а все. В ранней Церкви так и было.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://