Церковный вестник


№ 4(377) февраль 2008 / Выставки и конференции

Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика

В Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках Рождественских чтений состоялась традиционная встреча представителей церковных СМИ и епархиальных пресс-служб. Участники журналистской секции рассмотрели текущие вопросы развития церковных СМИ, миссионерской и просветительской деятельности, а также ряд этических проблем, возникших в последнее время внутри сообщества. На заседании председательствовал епископ Саратовский и Вольский Лонгин. В работе приняли участие более 80 человек, представляющих 11 епархий России, а также представители Украины и Беларуси.

Открывая заседание, епископ Лонгин подчеркнул, что «православная журналистика состоялась…, налицо количественный и качественный рывок». Однако более подробно он остановился на анализе проблем, которые стоят перед православным журналистским сообществом. Крайне остро стоит вопрос о деятельности «околоцерковных и даже антицерковных изданий». Епископ Лонгин выразил надежду, что «объединение православного медиа-сообщества» будет идти более активно. 

Председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев в своем приветственном слове отметил, что «с каждым годом растет круг участников конференции, расширяется круг обсуждаемых проблем». Пожелав собравшимся успехов в проповеди через средства массовой информации, он обратил внимание участников конференции на необходимость вести исследования православных масс-медиа. «Секулярное общество, развивающее новое видение мира, в котором нет места священному, ставит новые преграды на пути нашей проповеди. Как это проявляется мире массовой информации и коммуникации? Как это влияет на характер нашей проповеди? На эти вопросы нам необходимо искать ответы», — сказал о. Владимир. Он также пригласил участников конференции на III фестиваль православных СМИ «Вера и слово», который состоится осенью 2008 года.

Доклад главного редактора интернет-портала «Патриархия.ру» Михаила Моисеева раскрыл ряд особенностей функционирования официальных церковных СМИ. Докладчик проанализировал проблемы профессиональной этики в православной журналистике и, в частности, проблемы регулярного нарушения авторских прав некоторыми православными интернет-изданиями.

Главный редактор журнала «Нескучный сад» Юлия Данилова считает, что православным журналистам надо стремиться «показать красоту православия, показать Церковь как школу любви и, в конечном счете, показать Самого Христа». При этом необходимо изучать «целевую аудиторию миссионерских СМИ», учитывать особенности ее восприятия. Ю.Данилова представила свои социологические наблюдения: оказалось, что «мы думаем о массовом читателе хуже, чем он есть», а он, этот средний читатель, готов воспринимать не только «желтизну», но и «серьезные вопросы о вере».

Руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов) построил свой доклад «Церковь и PR: границы допустимого» на принципиальном противопоставлении светского пиара и церковной журналистики. Последней, по его словам, не надо «придумывать» что-то хорошее о Церкви, нужно лишь профессионально «свидетельствовать истину о православии» на доступном языке. «Первыми критиками наших (т.е. церковных — прим. ред.) недостатков должны быть мы сами», — отметил о. Нектарий.

Вопрос о границах этой критики, о необходимости поднимать в православных  СМИ острые вопросы внутрицерковной жизни поставил в своем докладе ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Избыточную «самоцензуру» церковных журналистов он считает «серьезным препятствием для миссионерской деятельности». «Патриарх Алексий каждый год на Епархиальном собрании поднимает острые вопросы, но мы не найдем продолжения этих тем в православных изданиях. Перестраховщики проиграют», — предупредил С.Чапнин. Он с горечью отметил, что за 15 лет развития православных СМИ не найти ни одного примера открытой, уважительной и аргументированной полемики по важным вопросам церковной жизни. По его словам, тот резонанс, который вызвали известные послания епископа Диомида, свидетельствует, в числе прочего, о том, что в Церкви существует «голод на высказывание личной позиции».

Два ярких выступления касались темы взаимодействия Церкви и телевидения, и они были тем более интересны, что в качестве докладчиков выступали непосредственные участники создания телепередач. Доклад редактора программы «Русский взгляд» (3-й канал) Ксении Лученко заставляет с новой стороны посмотреть на расхожее мнение о том, что «Церковь не пускают на телевидение». Ее опыт свидетельствует, что во многих случаях священники отказываются принимать участие даже во вполне подходящих телепередачах. В числе причин докладчица назвала «презрительное отношение к телевидению», «превратное представление о телеаудитории», нежелание «метать жемчуг перед свиньями». К.Лученко выразила надежду, что священнослужители «сменят гнев на милость», чтобы воспользоваться теми широкими миссионерскими возможностями, которые предоставляет телевидение.

О том, как можно вести на телевидении миссионерскую работу «не в лоб», рассказал автор и ведущий программы «Москва: мифы и легенды» (ТК «Столица») священник Валерий Степанов. Рассказывая о храмах, исторических местах Москвы, знаменитых москвичах, он обращается к самой широкой аудитории и, по его словам, «пропагандирует не столько Церковь, сколько те ценности, которые она несет». Нельзя запретить телевидение, надо «наполнить его христианским содержанием», и возможности для этого далеко не исчерпаны, считает о. Валерий.

На заседании секции выступили также: Алексей Монастырюк, директор Центра развития просветительских и информационных программ «Арефа», который представил новый электронный каталог православных СМИ (http://www.ormedia.ru/); главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова с докладом «О границах использования приемов светских СМИ в православном контексте»; корреспондент газеты «Саратовский взгляд» Елена Налимова, поделившаяся удачным опытом организации православного издания в рамках светского СМИ; архимандрит Иона (Украинская Православная Церковь) — главный редактор молодежного журнала «Отрок»; ответственный редактор детского православного журнала «Купина» Ольга Гуманова с докладом «Этика внутрицерковной полемики по невероучительным вопросам» и другие.

По итогам работы принят итоговый документ

 

Итоговый документ секции

Участники секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика» ХVI Международных Рождественских образовательных чтений, состоявшейся в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством Преосвященного Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, по итогам проведенной работы согласились в следующем:

1. Продолжается формирование системы церковных средств массовой информации, появляются новые печатные и электронные СМИ, растет их уровень. За последние годы в России появился целый ряд церковных изданий, общий уровень которых вызывает искреннюю радость и уважение читателей. Активно развивается православное телевещание. Вместе с тем, существует ряд проблем, связанных с деятельностью православных СМИ.

2. По-прежнему стоит вопрос о профессионализме в церковной журналистике. Многие издания до сих пор занимаются преимущественно перепечаткой ранее опубликованных в других СМИ материалов, не давая достаточного стимула для творческого развития собственного журналистского коллектива.

Действенным инструментом подготовки и переподготовки кадров должны стать школа или курсы православной журналистики, организацию которых мог бы взять на себя Издательский Совет в сотрудничестве с епархиальными архиереями Русской Православной Церкви. К преподаванию на курсах необходимо привлекать главных редакторов и журналистов церковных и светских СМИ, опыт которых для нас может быть полезным.

3. Поскольку в современном мире священникам необходимо выступать с проповедью в средствах массовой информации, это следует учитывать при их подготовке. В частности, мы готовы оказать содействие в организации стажировки студентов семинарий в церковных и светских СМИ.

4. Насущным остается и вопрос распространения. Мы знаем, как трудно порой бывает найти в провинции официальные церковные издания — «Журнал Московской Патриархии» и газету «Церковный вестник». Непросто во многих регионах обстоят дела и с распространением епархиальных СМИ. Распространения во многом зависит исключительно от настоятелей храмов и монастырей, однако церковным СМИ необходимо изучать и использовать уже наработанный опыт изданий, выстроивших свою эффективную систему распространения.

5. Продолжается активное освоение интернет-пространства как места миссионерской деятельности и проповеди. Количество пользователей Интернета в России и во всем мире постоянно растет, и Интернет-ресурсы становятся удобным средством для широкого распространения информации при сравнительно небольших затратах. Однако, развивая православное присутствие в Интернете, мы не должны отказываться от традиционных печатных СМИ и радио. В частности, необходимо развивать сеть церковных радиостанций. Они необходимы еще и потому, что сегодня в нашей стране остается немало людей, для которых Интернет недоступен или не является предпочтительным способом получения информации.

6. Одна из серьезных проблем современной церковной журналистики заключается в том, что целый ряд изданий, называющих себя православными, служит рупором для сектантских и маргинальных групп. К числу подобных изданий можно отнести «Дух христианина», «Пасха Третьего Рима» и др. Абсолютная свобода интернет-пространства также открывает возможность для многих злоупотреблений и подмен, чем пользуется значительное число маргиналов в церковной среде, а также прямых врагов Церкви, которые позволяют себе выступать в созданных ими сетевых ресурсах от лица всей православной общественности. Избегая настоящей соборной дискуссии, в которой была бы представлена вся полнота Церкви, эти люди безапелляционно представляют свои мнения как единственно возможные для православных христиан. Это, впрочем, не мешает им грешить оскорблениями в адрес своих братьев и сестер по вере, а также людей других национальностей и религий, что осуждается российскими законами, а главное — нормами христианской нравственности.

Итогом деятельности лиц, стоящих за такими медийными ресурсами, становится возникновение конфликтных ситуаций в Церкви, насаждение у новоначальных ложных представлений о христианстве и о пути спасения. К чему это может привести, очень ярко показала недавняя ситуация с так называемыми «пензенскими сидельцами».

Долг церковных СМИ — неустанно заниматься просвещением церковного народа, поскольку лучшая прививка от принятия Православия искаженного это знание Православия истинного. Также очень важно через церковные СМИ информировать людей о тех изданиях, которые именуют себя православными, однако таковыми по сути не являются.

7. Считаем необходимым продолжить обсуждение норм и правил профессиональной этики журналистов церковных СМИ.

К сожалению, далеко не все журналисты и редакции церковных СМИ следуют в своей деятельности нормам христианской этики. В частности, это касается использования чужих материалов без согласования с их авторами и опубликовавшими их ранее изданиями, а также публикации информации, не проверенной должным образом.

В полемике по проблемам церковной жизни авторы допускают некорректные высказывания и даже обвинения в адрес своих оппонентов. Редакторы не обращают должного внимания на неумение авторов вести полемику в духе христианской любви и взаимоуважения и публикуют тексты, не способствующие созиданию церковного мира и единства. Рекомендуем редакторам церковных СМИ более ответственно подходить к публикации полемических текстов и не сеять соблазна в сердцах верующих.

8. Насущной остается проблема координации деятельности православного журналистского сообщества. Существенную помощь мог бы оказать в этом Клуб главных редакторов православных СМИ, работа по созданию которого была начата на фестивале «Вера и слово». Мы выражаем надежду, что он продолжит работу под эгидой Издательского Совета Русской Православной Церкви.

30 января 2008 года



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://