Церковный вестник


№ 1-2 (302-303) январь 2005 / Официальные документы

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании (IIчасть)

Следует сказать, что тлетворное влияние секуляризма заметно и в среде духовенства, и не всегда современные пастыри сильны духом для того, чтобы противостать его натиску. Отчасти это является печальным наследием того богоборческого времени, которое пережила наша Церковь в XX веке.

Современные пастыри — наследники священнослужителей, чье становление пришлось на период 1960—1970-х годов. Опыт церковного бытия того времени весьма сложен и неоднозначен, и, к сожалению, заимствуя у умудренного опытом духовенства внешние манеры и традиции служения, молодые священнослужители далеко не всегда восприемлют душевное горение и молитвенность, сопутствовавшие служению того времени.

Одной из наиболее очевидных отрицательных черт современной церковной жизни является оскудение молитвенного горения. Нередко ежедневное домашнее правило или сокращается, или вовсе опускается. Нередко также происходит подмена живой молитвы формальной «вычиткой» правила, что ведет к созданию ложного чувства самоуспокоенности, самодовольства, фарисейского отношения к молитве.

Люди теряют ощущение небесной красоты молитвы, забывают, что молитва — это насущный духовный хлеб, без которого остается лишь пустота и ничем неутолимый внутренний голод. Теперь не часто услышишь или встретишь самозабвенное вдохновенное славословие, благодарение Богу или сокрушенную просьбу, мольбу ко Всевышнему.

Молитва — это духовный воздух, которым человек дышит и живет. Она, как кислород в легкие, входит в душу, насыщает ее, преображает жизнь человека, становится образом его бытия и в то же время изливается на весь мир, преображая и исправляя его в соответствии с замыслом Творца всяческих.

Молитва — это величайший и первейший дар Бога человеку для достижения богообщения и единства с Богом. Без молитвы нет и не может быть никаких других даров Святого Духа. В молитве человек узнает Бога, вступает с Ним в неразрывное личностное общение и единство. Через общение с Богом человек сам в полной мере становится личностью. Она творит чудеса, наполняет и преобразует пространство и время. Мир живет, пока жива молитва.

И этому наиважнейшему делу христианской жизни, от которого зависит наше спасение и спасение мира, мы, к сожалению, по своему неразумию или лености уделяем недопустимо мало времени и сил, забывая апостольский призыв: «Непрестанно молитесь, за все благодарите... Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 17—19). <...>

Отсутствие молитвенной настроенности, духовного горения перед Богом пагубно сказывается на всей пастырской деятельности священника.

Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют «церковными услугами».

Приведу несколько негативных примеров. В некоторых храмах существует негласная такса за запивку после Причастия, за освящение автомобиля. Это касается и освящения магазинов, банков, коттеджей, квартир. Ограничивается число имен в поминальных записках (от 5 до 10 имен в одной записке). Чтобы помянуть всех родственников, прихожанам приходится писать две-три и более записок и за каждую платить отдельно. Что это, как не скрытое вымогательство.

В течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов. Чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием Таинства Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей.

Корыстолюбие, сребролюбие — страшный грех, неизбежно приводящий к безбожию. Корыстолюбец всегда поворачивается к Богу спиной, а лицом к деньгам. Для зараженного этой страстью деньги становятся реальным божком, идолом, которому подчиняются все мысли, чувства и действия.

Во многих храмах действует определенный «прейскурант цен», и заказать какую-либо требу можно, лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет открытая торговля, только вместо обычного продается «духовный товар», то есть, не побоюсь сказать прямо, — благодать Божия. При этом ссылаются на тексты Священного Писания о том, что труждающийся достоин пропитания, что священники питаются от алтаря и т. п. Но при этом совершается бессовестная подмена, так как в Священном Писании говорится о том пропитании, которое составляется из добровольных пожертвований верующего народа, и никогда и нигде не говорится о «духовной торговле». Напротив, Господь наш Иисус Христос ясно говорит: «Туне приясте, туне дадите» (Мф. 10, 8). И апостол Павел трудился и не брал даже пожертвований, чтобы не положить препятствий евангельской проповеди.

Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом. Спаситель изгнал торговцев из Иерусалимского храма бичом, и мы вынуждены будем поступать так же с торговцами святостью.

Читая воспоминания наших русских священников-эмигрантов, оказавшихся после революции за границей, поражаешься их вере и терпению. Находясь в нищенском состоянии, они считали для себя нравственно недопустимым брать плату за совершение богослужения или требы у таких же, как они, нищих людей. Они поступали на гражданскую работу и тем зарабатывали себе на жизнь. Совершение богослужений они считали для себя великой честью.

Сегодня же наше духовенство находится отнюдь не в нищенском состоянии, хотя, может быть, и довольно скромном. Православные люди никогда не оставят его без вознаграждения — порой отдадут последнее.

Злоупотребления, вымогательства пожертвований, к сожалению, имели место в жизни духовного сословия и до революции. Именно это и создало образ жадного, сребролюбивого попа, презираемого трудовым народом, тем народом, который одновременно трогательно любил своих бескорыстных пастырей и готов был разделить с ними все скорби и гонения.

Сегодняшняя практика «церковной торговли» возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение «исполнительного органа», чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка «торговать» требами осталась.

В некоторых храмах она приобрела скрытый характер. Желающим приобрести свечу, утварь, заказать требу предлагается предварительно сделать пожертвование — опустить деньги в церковную кружку, без этого заказ не принимается. Если человек опускает крупную сумму, благодарят, если малую, говорят, что этого недостаточно и нужно пожертвовать еще. На просьбы разменять крупную купюру отвечают, что денег нет — все они в кружке. В результате просителю приходится либо уходить, либо опускать крупную купюру, иногда и последнюю.

Священнослужители, занимающиеся социальным служением, знают, в какой нищете живет сейчас значительная часть нашего народа. И когда человека спрашивают, почему он не ходит в храм, он часто отвечает: «Если пойти в храм, надо поставить свечку, подать записочки, отслужить молебен, а за все это нужно платить. А денег у меня нет — едва хватает на хлеб. Вот совесть и не позволяет мне идти в храм». Это печальная реальность наших дней. Таким образом мы теряем для Церкви множество людей, которые могли бы быть ее полноправными членами.

В последние годы по Нашему благословению совершались десятки миссионерских поездок в разные епархии Русской Православной Церкви, в том числе весьма удаленные. Почти везде они констатировали существование значительного недоверия и даже предубеждения по отношению к православному духовенству. Очень часто в ответ на призыв креститься люди сначала не откликались. Оказывается, они были уверены в том, что приезжие священнослужители хотят «подзаработать», приехали собирать деньги. Когда ошибка выяснялась и они убеждались в том, что миссионеры крестят и служат бесплатно, являлись толпы людей, желающих принять Крещение, исповедаться, причаститься, пособороваться или повенчаться. Много случаев, когда люди крестятся сотнями, прямо в реке, подобно тому, как было при Крещении Руси.

Интересно, что в ответ на вопрос: «Почему вы не идете к священникам, которые служат неподалеку?», часто дается ответ: «Мы им не доверяем!» И это не удивительно. Если в деревнях Карелии православные священники требуют от простого народа по 500 рублей за каждого крещаемого, а рядом действуют множество протестантских миссионеров, которые всегда и везде не только крестят бесплатно, но и одаривают народ обильными подарками, то можно ли удивляться тому, что народ идет к протестантам?

Нам известны многочисленные случаи, когда местные священники и даже правящие епископы не соглашаются принять в свои районы миссионеров потому, что они будут крестить бесплатно и испортят, так сказать, рынок, подорвут экономическое благосостояние епархии. Разве можно в наше время, когда Господь по молитвам новомучеников даровал нам свободу, забывать свой миссионерский долг? Когда же мы станем миссионерами, если не теперь, после многих десятилетий гонений от воинствующего атеизма, породившего целые поколения ничего не знающих о Боге людей? Когда мы начнем проповедовать слово Божие, если не сейчас, в тот момент, когда наш народ гибнет от безнравственности, алкоголизма, наркотиков, блуда, продажности и корыстолюбия?

В ответ на бескорыстный, самоотверженный подвиг священника-пастыря благодарный народ сам принесет ему все необходимое и в количестве гораздо большем, чем «наторгует» наемник в своем храме, превращенном в торговую лавку. Народ поможет благоговейному священнику, в котором он узнает любящего отца, ремонтировать храм. Господь пошлет ему добрых жертвователей и помощников и через него обратит к вере и спасет тысячи людей.

Нам не раз приходилось говорить на Епархиальных собраниях духовенства города Москвы о нежелательности взимания какой-либо платы за исполнение треб. В первую очередь это касается совершения Таинства Крещения или Причащения на дому. Это отнюдь не означает, что труд священника останется невознагражденным, однако вознаграждением должно служить добровольное пожертвование участников Таинства, но никак не строго определенная выплата мзды, согласно установленному за свечным ящиком тарифу.

А потому мы полагаем, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, а особенно за Святое Крещение, дабы не отвечать нам на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей. Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием.

В настоящее время мир кардинально изменился, открылись новые возможности для проповеди веры и благоустроения церковной жизни, но не все священнослужители оказались к этому готовыми. В новых условиях хорошо заметен «непрофессионализм» пастырей, воспитанных в советскую эпоху. Это зачастую усугубляет уже имеющиеся изъяны, проистекающие от недостаточного образовательного уровня.

У некоторых священнослужителей обнаруживается теплохладность, равнодушное отношение к своим обязанностям, нежелание следовать призыву апостола Павла, начертанному на иерейском кресте: «Образ буди верным, словом, житием, верою, любовию и чистотою» (1 Тим. 4, 12).

Сложившееся положение вещей ставит вопрос о дополнительной подготовке духовенства. Нам необходимо готовить пастырей, которые не только способны совершать богослужение, но и нести благую весть о Христе повсюду: в воинские части, образовательные учреждения, интернаты для престарелых, больницы, в места лишения свободы. Нежелание или неспособность православного духовенства решать подобные вопросы приводит к тому, что вместо заботливого пастырского слова наши сограждане встречаются с открытой пропагандой сектантских миссионеров, вместо проповеди истины в души людей широким потоком вливаются различные религиозные суррогаты.

Думается, Епархиальному совету следует внимательнее относиться к испытанию кандидатов в священство и, принимая        решение о возможности посвящения ставленника в сан, обращать самое пристальное внимание на соответствие его способностей требованиям времени.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://