Церковный вестник


№ 16 (293) сентябрь 2004 / Епархии и приходы

Большое Вознесение

Храм Вознесения Господня у Никитских ворот, известный всем как «Большое Вознесение», не так давно пережил очень важное и, можно сказать, судьбоносное событие: его новая, только что построенная колокольня была освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Это произошло 20 мая, в храмовый праздник Вознесения Господня.

Так завершилось дело, которое по разным причинам откладывалось без малого два века. Храм наконец достроен, и теперь он представляет собой единый архитектурный ансамбль — четырехъярусная звонница воссоздана в том же самом стиле «русского ампира», что и храмовое здание.

Воссозданию колокольни предшествовало несколько сложных моментов. Когда в 1990 году храм был передан верующим, сразу же встал вопрос не только о возвращении ему прежнего облика, но и о завершении его строительства, то есть о возведении колокольни, заложенной одновременно с храмом, но так и недостроенной из-за недостатка средств.

История сохранила фрагменты проектов архитектурного ансамбля храма, связанные с именами известных зодчих Баженова, Казакова, Бове, Григорьева, Козловского, Шестакова. Эскизный проект последнего лег в основу проекта воссоздания колокольни, соответствующей общему стилю здания. Этот проект требовалось заново проработать, сделать перерасчет объемов, нагрузки, разработать рабочую документацию, а главное, «вписать» колокольню в уже сложившийся архитектурный облик храма. Эту сложнейшую работу выполнил известный архитектор-реставратор академик О.И. Журин, автор воссоздания Казанского собора на Красной площади, Воскресенских ворот и ряда других памятников истории и культуры.

Первое упоминание о церкви Вознесения Господня, что в Сторожах (так называлась тогда эта местность у границ Белого города) относится к 1619 году. Позднее храм стали именовать по Царицынской улице, которая пролегла у его стен, — на ней находился двор царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Именно по ее повелению на месте деревянной церкви в 1671—1685 годах была выстроена каменная, «о пяти каменных главах». Она имела два придела: во имя Владимирской иконы Божией Матери и Свт. Николая.

Эта первая каменная церковь не сохранилась до наших дней. Ее стройная шатровая колокольня простояла до 1933 года.

Через двадцать лет после постройки первого каменного храма князем Г.А. Потемкиным, чье обширное имение располагалось на этом месте, было задумано строительство более обширного храма. Внезапная смерть князя не позволила полностью осуществиться его планам. Но строительство нового храма все же началось с одновременной разборкой старого. Война 1812 года, а затем пожар Москвы приостановили эти работы до 1816 года. Однако известно, что когда в феврале 1831 года в храме Вознесения Господня состоялось венчание А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, уже была готова новая трапезная с двумя пределами, где это венчание и состоялось.

Судьбы М.С. Щепкина, М.Н. Ермоловой Ф.И. Шаляпина и других известнейших людей России тоже так или иначе связаны с храмом «Большое Вознесение».

К постройке и благоукрашению храма были причастны такие выдающиеся церковные деятели, как митрополит Платон, архиепископ Августин, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, освящавший его в 1840 году... Известны имена настоятелей этого храма и среди них одного из самых деятельных — священника Антипы Матвеева.

Как величайшая святыня хранится в храме «Большое Вознесение» память о том, что именно здесь в 1925 году, за два дня до своей кончины, отслужил последнюю Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, особенно любивший этот храм. Поэтому и неудивительно, что после возобновления в нем церковной жизни в 1990 году, здесь впервые в Москве, да и во всей России, был освящен приставной престол в честь свт. Тихона.

Много таинственных и исторических событий помнят стены этого храма. Вокруг храма был древний погост, уничтоженный еще во времена Екатерины II. В ноябре 1917 года, во время революционных боев в Москве, в этом храме отпевали более сотни погибших юнкеров.

Долгие годы после своего закрытия в начале тридцатых годов чудом уцелевший храм возвышался белой громадой на площади у Никитских ворот как немой укор всеобщему духовному беспамятству.

Новая жизнь началась в нем 23 сентября 1990 года, когда впервые за семьдесят с лишним лет по улицам Москвы к нему двинулся многотысячный крестный ход из Успенского собора Кремля, возглавляемый Святейшим Патриархом. С этого памятного дня в храме ежедневно совершаются богослужения.

Но день 20 мая 2004 года был для него особенным. Утром с новой колокольни храма раздались звуки большого 10-тонного колокола, возвестившего о начале Божественной литургии в честь главного престольного праздника Вознесения Господня. Все в тот день было по-особому значительно: и торжественность Патриаршей службы, с взлетающими под купол храма «многолетиями», и сияние облачений и свечей, и присутствие делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Лавром, впервые в этот день разделившей радость великого праздника с народом России, с москвичами, прихожанами «Большого Вознесения».

Отныне шпиль колокольни, увенчанный крестом, поднятым на высоту 61 метра, является для православных москвичей постоянным зримым напоминанием о Божественном Вознесении на Небеса Господа и Спасителя нашего.

Н.К. Ярцева



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://