Церковный вестник


№ 9-10 (262-263) май 2003 г. / История

Церковное краеведение Воронежа

Александр Акиньшин —  авторитетный воронежский историк. Многие годы он ведет проект “Некрополь”, восстанавливает сведения обо всех уничтоженных кладбищах города. В 1994 году была издана его книга “Храмы Воронежа”, а позже — биографические справочники о знаменитых людях Воронежа. В последние годы Александр Акиньшин руководит историко-архивным отделом Воронежской епархии.

— Я занимаюсь историей Воронежской губернии и самого города Воронежа уже более двадцати лет. Этому была посвящена и моя диссертация. В начале 90-х годов я стал заниматься историей епархии, как составной частью истории города. Этой темой тогда практически никто не занимался. А до революции в Воронеже был церковно-археологический комитет, в котором работали два десятка сотрудников. Они очень подробно исследовали отдельные темы: историю семинарии, историю придонских монастырей. В советские времена эта часть краеведения исчезла и только теперь начинает возрождаться. К сожалению, областной архив сгорел во время войны. Поэтому мы пользуемся дореволюционными публикациями в “Воронежских епархиальных ведомостях” и архивами Святейшего Синода в Петербурге.

К Дням славянской письменности и культуры в Воронеже выходит книга, подготовленная мной при участии епархии. В ней собран материал обо всех воронежских архиереях — не только правящих, но и викарных.

— Каковы основные источники по истории Воронежской епархии?

— Газета “Воронежские епархиальные ведомости” выходила с 1866 по 1917 год. Среди наиболее известных ее авторов — профессора духовной семинарии. В первой половине 80-х годов XIX века и духовную семинарию и “Епархиальные ведомости” возглавлял архимандрит Димитрий (Самбикин). Он был известным церковным историком, и при нем газета была заполнена огромным историческим материалом. 

В конце 80-х годов XIX века газета “Воронежский епархиальный ведомости” публиковала много исторических материалов. Священники присылали материалы с мест, и это бесценный источник, поскольку историю храма они рассматривали без отрыва от истории села, поселка — там была не только церковная история, но и этнографические материалы, история населенных пунктов.

Архимандрит Димитрий (Самбикин) издал книги, одна из которых до сих пор является нашим основным источником по истории провинциальных сельских храмов — это указатель храмовых празднеств Воронежской епархии в четырех томах. В нем приведены праздники всех без ислючения 950-ти храмов епархии.

— Воронежский архив сгорел, и описания храмов, иконостасов в архивах не сохранились?

— Да, в архивах их нет. Но они есть в ежегоднике “Воронежская старина”, который выпускался церковно-археологическим комитетом. Здесь была опубликована серия статей о трех монастырях и о половине храмов. Очерки писали профессиональные историки, а иногда и сами настоятели. Там есть и фотографии — например, фотография иконостаса Акатова монастыря. Дело в том, что Воронеже не было особо ценных иконостасов, они часто обновлялись. В основном это были иконостасы второй половины XIX века. Знаменитый иконостас в Благовещенском соборе был разбит при большевиках, когда храм разгромили.

В конце XIX века эту линию, которую заложил архимандрит Димитрий, продолжили несколько краеведов. Среди них я бы выделил протоиерея Стефана Зверева, настоятеля домовой церкви в Михайловском кадетском корпусе. В 1894 году он создал и возглавил первый в Воронеже губернский общеисторический музей, в котором был и раздел, посвященный истории епархии. Очень активно историей епархии занимался преподаватель духовной семинарии Николай Иванович Поликарпов. В дальнейшем — епископом Митрофан, викарий Воронежской епархии.

В нашем краеведческом музее есть несколько альбомов выпускников духовной семинарии 90-х годов XIX века. Выпускниками подробно занимался Алексей Иванович Николаев, написавший книгу о выпускниках за целое столетие — с 1780 по 1879 год. Эта работа еще ждет продолжения. Краевед Василий Васильевич Литвинов написал две интересные статьи о тех, кто окончил семинарию и затем добился успехов на самых разных поприщах. Так что пока мы лучше знаем судьбы тех, кто добился успехлов на светском поприще, чем подробности дальнейшей судьбы воронежских семинаристов, которые оставались на церковном служении.

— Каковы перспективы развития церковного краеведения Воронежа?

— Известно, что церковное краеведение хорошо развивается в тех епархиях, где его лично поддерживает правящий архиерей. Там было, например, в Пензе и у нас в Воронеже в последнее десятилетие. Интерес к церковному краеведению сегодня целиком зависит от позиции епархии.

Краеведение у нас сегодня развивается по нескольким направлениям: история отдельных храмов, воссоздание биографий священнослужителей. Очень интересное направление — поиск биографических материалов по своим предкам. Судьба священников Рукиных прослежена очень глубоко — до XVII века. Это сделал их потомок, врач Андрей Закутский. Мой коллега по университету, философ Вадим Борисович Калмыков проследил историю своей семьи, имеющей духовные корни, до конца XVIII века. Один из братьев его прадеда был очень крупным церковным деятелем в Минске, и недавно Вадим Борисович получил от митрополита Минского и Слуцкого Филарета приглашение на конференцию в Минск — рассказать о своих исследованиях.

Однако шансов на написание сводной монографии по истории епархии у нас нет — это связано с отсутствием профессиональных краеведов, да и источниковедческая база не позволяет этого сделать.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://