Церковный вестник


№ 10 (311) май 2005 / История

К cтолетию Цусимской битвы

Год 2005 оказался богатым на памятные даты российской военной истории.

60-летие победы в Великой Отечественной войне, 625-летие победы в Куликовской битве, первое празднование Дня народного единства 4 ноября. На этом фоне столетие окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов остается практически незамеченным. Исход этой войны стал тяжелым ударом по престижу Российского государства, и перенесенный позор постарались просто забыть. Однако и в этой войне люди героически сражались и погибали за свое Отечество, и сегодня, в преддверии столетнего юбилея Цусимского сражения, наш долг — почтить их память.

В 1904 году из Кронштадта на помощь блокированной в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадре было направлено соединение вице-адмирала Зиновия Рождественского, героя русско-турецкой войны 1877—1878 гг. К этому времени исход войны еще не определился, однако ряд досадных неудач поколебал моральный дух русской армии и флота. Прославленный трагический бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с превосходящими силами японцев; гибель адмирала Макарова, который возглавлял 1-ю Тихоокеанскую эскадру всего два месяца и разделил судьбу известного художника Верещагина и сотен матросов с подорванного торпедой и затонувшего броненосца «Петропавловск»; сражение в Желтом море, почти выигранное адмиралом Витгефтом, однако закончившееся его смертью и возвращением большей части эскадры в Порт-Артур; неравный бой бригады владивостокских крейсеров и гибель крейсера «Рюрик»...

На кронштадтскую эскадру возлагались особые надежды, но ей предстояло пересечь полмира, прежде чем прийти на помощь защитникам Порт-Артура. Адмирал Рожественский успел дойти только до Мадагаскара, когда получил известие о сдаче Порт-Артура и затоплении кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры. Разумнее всего в такой ситуации было повернуть назад, в Кронштадт, однако этот вариант был отвергнут. Командование решило прорываться во Владивосток.

27 мая по новому стилю русская эскадра подошла к Цусимскому проливу. Там ее уже ждали японцы, имевшие значительное превосходство в боевой силе. Жестокое сражение длилось два дня, и в итоге до Владивостока дошли только один легкий крейсер и два эсминца. «Этого ожидали все, но никто не думал, чтобы поражение русского флота оказалось таким беспощадным разгромом... Перед нами не только военное поражение, а полный военный крах самодержавия», — злорадно писал Ленин в своей статье «Разгром». Естественно, что вину за поражение свалили на «прогнившую» царскую систему, которая направила «на убой» необученных моряков, обеспечила их негодными кораблями и снарядами, а во главе поставила бездарных адмиралов.

Действительно, потери японцев выглядели небольшими — они потеряли всего три миноносца и до двухсот человек убитыми на броненосцах и крейсерах. Потери русских составили не менее пяти тысяч человек. Броненосец «Александр III», плавмастерская «Камчатка» и эсминец «Безупречный» погибли со своими экипажами, с броненосца «Бородино» спасся один человек, с броненосца «Наварин» — трое, с броненосца «Князь Суворов» — 19 человек... Выигравший Цусимское сражение адмирал Того стал национальным героям Японии.

Однако сами японские моряки и присутствовавшие на их кораблях английские военные эксперты высоко оценили действия адмирала Рождественского. По их мнению, его маневры были правильными и своевременными, огонь русских кораблей оказался точным и частым, и многие японские корабли лишь чудом избежали гибели от попаданий в пороховые погреба. Особое восхищение японцев вызвал подвиг флагманского броненосца «Суворов» и крейсера «Димитрий Донской». Броненосец «Суворов» с самого начала боя нес тяжелые потери и к концу первого дня получил свыше ста попаданий. Адмирал Рожественский был тяжело ранен и вместе с остатками своего штаба перешел на эсминец «Буйный». Вечером 27 мая японская эскадра, потерявшая в тумане русские корабли, случайно наткнулась на полуразбитого бывшего флагмана 2-й Тихоокеанской эскадры. Полтора часа «Суворов» отбивался из единственного уцелевшего орудия и затонул только после трех торпед, выпущенных в упор японскими миноносцами. Ни одного человека с него не спасли.

На следующий день устаревший крейсер «Димитрий Донской» принял бой с пятью японскими крейсерами и несколькими миноносцами. Низкая скорость не позволяла ему оторваться от противника, однако в ходе многочасовой артиллерийской дуэли он сумел тяжело повредить два японских корабля и продержаться до ночи. Экипаж «Димитрия Донского» сошел на остров Дажелет, после чего затопил свой корабль. В Троице-Сергиевой лавре хранится дверь из судового храма крейсера с иконой святого великомученика и воина Димитрия Солунского. По преданию она всплыла на поверхность моря и была выловлена китайскими рыбаками.

Говоря о Цусимском сражении, следует особо отметить участвовавших в нем православных священников. По флотской традиции к каждому крупному кораблю приписывался судовой священник (обычно иеромонах), который не только окормлял его экипаж, но и имел медицинскую специальность. К маю 1905 года двое из них уже погибли: иеромонах Алексий (Раевский) с броненосца «Петропавловск» и иеромонах Афанасий (Рукин) с крейсера «Аврора», смертельно раненый шальным снарядом во время так называемого «гулльского инцидента». Следует отметить, что о. Афанасий стал первым моряком, погибшим на злополучной эскадре адмирала Рожественского.

Флаг-офицер с броненосца «Суворов» мичман Демчинский так писал о начале Цусимского сражения: «Первый снаряд, попавший в “Суворова”, угодил как раз во временный перевязочный пункт, развернутый доктором, казалось бы, в самом укромном месте — в верхней батарее, у судового образа между средними шестидюймовыми башнями. Много народу перебило. Доктор как-то уцелел, но судовой священник иеромонах о. Назарий был тяжело ранен. Он находился на пункте в епитрахили, с крестом и запасными дарами. Когда к нему, сраженному целым градом осколков, бросились доктор и санитары, чтобы уложить на носилки и отправить вниз, в операционную (под броневой палубой), он отстранил их, приподнялся и твердым голосом начал: “Силою и властью”, но захлебнулся кровью, подступившей к горлу, и торопливо закончил: “...отпускаю прегрешения... во брани убиенным”, благословил окружающих крестом, которого не выпускал из рук, и упал без сознания. Мне захотелось пойти взглянуть. Судовой образ, вернее образа, так как их было много — все напутственные благословения броненосцу, — остались совершенно целыми. Даже не разбилось стекло большого киота, перед которым в висячем подсвечнике мирно горело несколько свечей».

В художественной литературе и мемуарах описываются также обстоятельства гибели иеромонаха Феодора (Хандалеева), погибшего под винтами японского корабля во время избиения остатков экипажа крейсера «Светлана».

Изучая мемуары, связанные с Русско-японской войной, трудно отделаться от впечатления, что ее участники были готовы сражаться и умирать, но совершенно не верили в победу. Русские не уступали японцам ни в храбрости, ни по военным навыкам, однако у них не оказалось воли к победе. «Думали победить без Бога, и не победили», — сказал по этому поводу св. Иоанн Кронштадский.

27 и 28 мая во многих храмах пройдут панихиды по погибшим в  Цусимском сражении, среди которых было и семь православных священников. Всего же в Русско-японской войне погибло 200 тысяч наших соотечественников и 260 тысяч японцев.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://