Церковный вестник


№ 13-14 (362-363) июль2007 / История

Константин Никифоров, доктор исторических наук, директор Института славяноведения РАН: Наши духовные центры — общенародное достояние

— Константин Владимирович, Институт славяноведения участвует в торжествах, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. Какие мероприятия юбилейного года представляют наибольший интерес для ученых?

— В настоящее время институт помогает в организации конференции, посвященной этой знаменательной дате, которая состоится в Президентском зале Российской академии наук. Помимо коллег из России и стран СНГ, мы планируем пригласить и сербских ученых.

Хотелось бы установить связи между обителью преподобного Саввы Сторожевского и центрами почитания святителя Саввы Сербского. Думаю, что в этот процесс может внести немалую лепту Саввино-Сторожевский монастырь.

Жития святых Саввы Сербского и Саввы Сторожевского столь же схожи, как и исторические судьбы русского и сербского народов. Как известно, мощи святителя Саввы Сербского хранились в монастыре Милешево, оттуда турки вывезли святыню в Белград и сожгли на холме Врачар. Сейчас на этом месте построен огромный собор в честь Саввы Сербского. Хотя мощи преподобного Саввы Сторожевского, слава Богу, чудом сохранились, наши доморощенные «турки» немало поглумились над памятью этого великого русского святого.

Кстати, сербы своих православных святых называют «наши великаны духа». Преподобный Савва Сторожевский, внесший огромный вклад в развитие нашего государства и духовной культуры, — наш русский «великан духа».

— Иногда можно услышать, что духовная культура — нечто малозначащее, не представляющее интереса...

— Это примитивный технократический подход. Сейчас в чести технический прогресс, а духовная сфера вытеснена на задворки массового сознания. Но ведь если развивать только одну сторону жизни, другая быстро деградирует, что и демонстрирует вся история человечества. Взять хотя бы Германию. Казалось бы, была культурная, цивилизованная страна, породившая классическую немецкую философию, прекрасную музыку, гениальные открытия в различных областях науки и техники. А без духовной, христианской основы все это великолепие не смогло удержать немцев от культа грубой, бесчеловечной силы.

Именно гуманитарная составляющая цивилизации не дает людям превратиться в животных. В  этой связи, вопрос о том, что важнее, технический прогресс или духовность, не может быть решен однозначно. Даже разделение на светскую и церковную науку не всегда оправдано, ибо мы можем и должны сотрудничать.

Если же обратиться непосредственно к истории научных открытий, то мы увидим, что и там человек не может достичь высот, если его мировоззрение ограничено только технической сферой.

Государство также не сможет воспитать патриотов, если не будет заботиться о том, чтобы граждане знали свой язык, историю, культуру, духовные корни. Россия  — это часть славянского мира. А славянские народы, которые внесли огромный вклад в общеевропейскую и общечеловеческую культуру, составляют примерно третью часть всех европейских народов! Нам нельзя забывать о своих корнях, иначе мы лишимся права на русское и общеславянское культурное и духовное достояние.

Одна из задач нашего института — рассказать всему миру о бесценном славянском, и в частности русском, наследии мировой культуры. Наш институт сотрудничает с Русской Православной Церковью в организации ежегодных Дней славянской письменности и культуры, в подготовке преподавательских кадров для духовных школ. В частности,  преподаватель Московской духовной академии Владимир Викторович Бурега готовится защищать свою диссертацию в нашем институте.  Мы также участвуем в проведении выставок, семинаров, конференций, издании церковно-научной литературы.

— Наглядным подтверждением ваших слов является знак Кирилло-Мефодиевской премии.

— Да, совсем недавно, 24 мая, в день памяти свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, коллектив института был награжден Кирилло-Мефодиевской премией. Это большая честь для нас, знак высокой оценки наших трудов.

— Хотелось бы обратиться к XIV веку — времени жизни прп. Саввы Сторожевского. Это был трудный период и для России и для православных славянских стран.

— В 1380 году была Куликовская битва — начало освобождения для Руси. А в 1389 году произошло сражение на Косовом поле — начало порабощения южнославянских стран. Получилось так, что Россия в конце XIV века начала вставать на ноги, а Сербия и Болгария попали в очень тяжелую зависимость от Османской империи, длившуюся до XIX века. Но народы Балкан верили в то, что из России придет освобождение. Так позже и случилось.

Россия же начала подниматься, в том числе благодаря усилиям таких деятелей Церкви, как преподобные Сергий Радонежский, Савва Сторожевский и Андрей Рублев. Преподобный Андрей Рублев много трудился в Звенигороде, бывшим в то время важным центром на Руси. В Звенигороде сохранились фрагменты фресок и были обретены удивительные иконы письма Андрея Рублева. 

Творчеству великого русского иконописца предшествовал расцвет православной культуры в Косово. К сожалению, памятники православной сербской культуры, которые не смогло уничтожить 500-летнее турецкое иго, разрушаются и оскверняются в XX–XXI веках, и наши ученые очень этим обеспокоены. Западноевропейская общественность спокойно и равнодушно относится к вандализму в Косово. Храмы Косово являются уникальным наследием не только Сербии или православного мира, но достоянием всего человечества.

И в России в XX веке, в годы гонений на Церковь, множество святынь были разрушены. Во время Великой Отечественной войны Саввино-Сторожевский монастырь чудом уцелел, но фашисты сознательно взорвали подмосковный Новый Иерусалим.  

— Порой может показаться, что враги, которые наносят удары по святыням, лучше нас понимают их значение…

— Да, приходится с этим согласиться. Сейчас в России многое уже восстановлено, но еще остаются те святыни, которые, может быть, в общефедеральном масштабе занимают не очень значимое место, но по местным меркам являются важными духовными центрами.

Наши противники отлично понимают значение духовной составляющей, а у нас на развитие духовной жизни средства выделяются зачастую по остаточному принципу. В 90-е годы господствовало представление о том, что «рынок сам все расставит по своим местам». Но на самом деле экономические выгоды заслонили нужды живых людей. Говорили: «Не все вписались в рынок, ну и Бог с ними, надо просто через них переступить». А ведь не вписалось практически все старшее поколение, дети-сироты, инвалиды. Деньги делали, а ими, живыми людьми, пожертвовали. Этот пресловутый «социальный дарвинизм» — пережиток каннибализма, он абсолютно чужд православной традиции, основанной на милосердии и сострадании. Мы, все наше общество, должны вернуться к своим историческим духовным корням, если хотим видеть Россию сильной и независимой державой.

— В древности Саввино-Сторожевский монастырь был центром высокой духовной культуры и образования. Не свидетельствует ли нынешнее сотрудничество обители с Академией наук о том, что эта традиция продолжается?

— Сегодня между наукой и Церковью нет «китайской стены». Ушли в прошлое те времена, когда ученых и верующих репрессировали или притесняли за инакомыслие, кануло в лету взаимное недоверие и неприязнь. Это естественно, что Церковь и академическая наука сотрудничают, ведь у нас есть много общего.

Когда говорят о православных обителях, то, конечно, вспоминают об уединенном молитвенном делании, удалении от мира. Но такие святыни общефедерального масштаба, как Саввино-Сторожевский монастырь, должны объединять вокруг себя самые различные общественные силы. Поэтому когда нас пригласили участвовать в работе оргкомитета юбилейных торжеств, мы с огромным удовольствием пошли навстречу обители. Очень отрадно, что насельники Саввино-Сторожевского монастыря объединяют свои усилия с академической наукой. Это дорогого стоит, поскольку показывает, что все мы — граждане одной страны, а наши духовные — общенародное достояние.

У нас есть очень хорошие специалисты по древней истории, по Средним векам, но и они, посещая действующую обитель, приобретают там новые знания о духовном мире и на многое учатся смотреть по-другому. Нам, ученым, важно не замыкаться в своем предмете, но смотреть на мир широко и непредвзято.

Со своей стороны, мы надеемся на развитие взаимодействия с духовными школами. Также мы готовимся передать монастырю прп. Саввы книги для библиотеки.

— Каковы ваши личные впечатления о Саввино-Сторожевском монастыре?

— Я бывал в монастыре и в советские годы, и сравнительно недавно. Возрождение церковной жизни преобразило обитель. Очень многое уже сделано. Да и окружающая природа очень хороша. Другое дело, что вокруг появляется все больше и больше коттеджей и дач. Это сейчас модно, но природа уже не справляется с перегрузкой. Думаю, что вокруг монастыря целесообразно создать некую заповедную зону, в которой было бы запрещено строительство и прочие работы, иначе трудно будет сохранить для потомков красоту этого святого места.

Беседовал Юрий Клиценко



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://