Церковный вестник


№ 6 (307) март-апрель 2005 / Милосердие

Что такое «патронатное воспитание»?

В современном обществе большинство детей-сирот являются не реальными, а «социальными сиротами» — детьми живых родителей, лишенных родительских прав или по каким-то причинам отказавшихся от ребенка. Согласно психологическим исследованиям, у социальных сирот патологически искажены представления о семейной жизни и семейном укладе, отсутствуют  представления о ролевых функциях отца и матери.  Помещаемые в детский дом, дети обретают крышу над головой, уход, питание, образование. Но ни одно самое замечательное учреждение интернатского типа не в состоянии восполнить роковой для дальнейшей жизни пробел — отсутствие опыта жизни в семье.

  Кроме личностных проблем, неизбежно возникающих у детдомовских выпускников (в частности, проблемы взаимоотношений между полами), существует еще одно тяжкое следствие их  коллективного воспитания — так называемая «вторая волна сиротства». Бывшие детдомовцы, как правило, не умеют устроить свою семейную жизнь и легко сдают собственных малышей туда, где выросли сами.

Усыновление детей-сирот могло бы стать решением проблемы. Но в России от силы 2—3% детей от общего числа сирот попадают в семьи усыновителей. Препятствия — и в материальных условиях жизни, и в страхах психологического порядка. Люди боятся «дурной наследственности» детей родителей-алкоголиков, «гулящих генов» девочек, рожденных матерями-проститутками,  и т.п. Не единичны случаи, когда родители возвращают в детский дом приемных детей, достигших подросткового возраста.

В отличие от усыновления, патронат является особой формой воспитания сирот, контролируемой детским домом, но вынесенной за его пределы. Человек, желающий взять на себя заботу о ребенке, официально поступает на работу в сиротское учреждение в качестве воспитателя и, как воспитатель, получает  за свой труд зарплату. Но работает он  «не в офисе», а «на дому» — бессменно и круглосуточно. Ребенок в этом случае живет в семье воспитателя — в так называемой «замещающей», или «профессиональной» семье. Патронатный воспитатель может и не отождествляться с ролью родителя ребенка. А от ребенка не требуется признавать в воспитателе «папу» или «маму». Ощущение семейного «родства» приходит (или не приходит) в результате развития отношений между детьми и взрослыми.

Стать патронатным воспитателем может не каждый. В детских домах, практикующих такую форму, существуют строгие критерии отбора  кадров. Кроме того, от будущих воспитателей требуется пройти обучение на психологических курсах. Курсы являются не только обязательной подготовкой к работе, но и проверочным этапом: примерно половина «студентов» выразивших желание заняться патронатным воспитанием, отсеивается в ходе обучения.

Детский дом, создав патронатную семью, кроме материальной поддержки, обязательно обеспечивает ее психологическое сопровождение: проблемы в общении и взаимодействии с детьми возникают непременно.

Тем не менее, преимущество патронатной формы  перед коллективной детдомовской безусловно: ребенок растет внутри семейного уклада и «встроен» в семейные отношения.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://