Церковный вестник


№ 13-14(266-267) июль2003 / Искусство

Храм расписан как пасхальное яйцо - радостно и торжественно

 

Ярослав Рылло родился в Москве в семье церковного художника. После окончания художественной школы им. Сурикова служил в армии, потом работал с бригадой отца в храмах Оренбурга, Екатеринбурга, в Пюхтицком монастыре и других местах. С 1990 по 1993 год учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, писал иконы. Последние крупные работы — Успенский собор Дмитровского кремля, роспись храма Покрова Пресвятой Богородицы в Минеральных Водах.

— Ярослав, когда вы узнали о том, что предстоит расписать храм преподобного Серафима Саровского?

— Об этом я узнал только в феврале, и мне трудно было в это поверить. Мы тогда заканчивали работы в Успенском соборе Дмитровского кремля. Это была трудная, но интересная работа, которую мы с Божией помощью закончили в срок. Одним из главных организаторов и попечителей реставрации Успенского собора был Эрик Николаевич Поздышев из концерна Росэнергоатом. Он рекомендовал меня владыке Георгию, и я получил благословение приехать в Саров. Впечатление от увиденного было тяжелым — работы было непочатый край, а до праздника оставалось менее полугода.

— Напомните, в каком состоянии был храм?

— Окна были забиты железом, штукатурка сбита, на полу большие горы мусора. Необходима была реставрация кладки стен и, соответственно, все, что связано с подготовкой стен непосредственно под живопись. В Москву я вернулся в большом недоумении. Но тут произошло одно событие, которое утвердило меня в мысли о том, что храм должен быть расписан к празднику. В первые часы после моего приезда из Сарова мне позвонили из одного маленького антикварного магазинчика в городе Дмитрове с предложением срочно приехать, так как у них есть для меня икона. Когда я спросил, какая икона, то получил ответ, который тронул меня до глубины души — икона преподобного Серафима Саровского. Я купил эту икону, привез домой, и с этого дня — первого дня после моего возвращения из Сарова — я стал верить в помощь и благословение батюшки Серафима Саровского.

— Как начиналась ваша работа?

— Нужно было как можно скорее проделать большую работу по подготовке стен, одновременно заниматься разработкой концепции росписи и собрать необходимое количество художников, способных выполнить такую задачу. Я создал рабочую группу, в которую пригласил известного церковного мастера Алексея Валерьевича Артемьева, который реставрирует храм Большого Вознесения в Москве, являясь также постоянным членом патриаршей комиссии по церковному искусству. Совместно с ним и художниками Андреем Ахальцевым, Сергеем Матвеевым, Дарьей Шабалиной, Михаилом Савостюком была разработана концепция. В ее основу легли слова преподобного Серафима Саровского, с которыми он обращался к своим духовным чадам: “Христос воскресе, радость моя!”. Было решено, что роспись в храме должна быть пасхальной: “Среди лета запоют Пасху, радость моя!”.

— Как будет выглядеть полностью расписанный храм? 

— Храм построен в 1903 году в русско-византийском стиле. Наша задача состояла в том, чтобы следовать его архитектурной стилистике. Поэтому мы используем элементы византийского орнамента и золотые фона, однако живописный язык основан на лучших церковных традициях XIX века. В росписи преобладают три основных цвета: зеленый — цвет преподобных, красный и золотой — цвета Пасхи. В алтарной части храма, в соответствии с  древней византийской традицией, восточная стена посвящена образу Божией Матери. Это одновременно и образ самой Церкви Христовой, и Престола Божьего, и лествицы, ведущей ко спасению, и заступницы перед Богом за род человеческий. Образ Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом находится в сонме серафимов и ангелов, и к ней коленопреклоненно в молитве обращается преподобный Серафим. Ниже, под образом Божьей матери, непосредственно за престолом размещается сюжет, связанный с центральным Таинством христианской Церкви — Евхаристией. Это служба святых отцов, где вместе со святителями-литургистами изображены святители поздних времен, среди них — священномученик Серафим (Чичагов); святитель Тихон, патриарх  Всероссийский; священномученики митрополиты Владимир и Петр; местночтимые святители Лаврентий, Фаддей, святитель Серафим (Звездинский) и другие. Потолок решен живописно и вместе с тем декоративно. В центре — аллегорическое изображение Святого Духа в образе голубя, вокруг него сонм херувимов. На южной и северной стенах под сводом изображены архангелы Михаил и Гавриил. Ниже — пророки Исайя, Илья, Аввакум, Даниил и другие. В центральном пространстве храма в куполе изображен Господь Вседержитель в сонме серафимов. Кириллицей написаны молитва Господня и Символ Веры.

Далее традиционно на парусах изображены четыре Евангелиста. Ниже размещены четыре большие композиции. На восточной стене над иконостасом по благословению Святейшего Патриарха Алексия II изображено явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму в день Благовещения. На западной стене — Успение Пресвятой Богородицы, на северной — Нагорная проповедь Спасителя, на южной — проповедь Иоанна Крестителя. Нижняя часть четверика посвящена преподобным — основоположникам монашества: святые Антоний Великий, преподобный Сергий Радонежский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Трапезная часть — там, где находится восстанавливаемая келья преподобного Серафима, — вся посвящена преподобному и святым, связанным с его прославлением: это царь-страстотерпец Николай II и мученик-царевич Алексей, священномученик Серафим (Чичагов), святые дивеевские сестры Александра, Марфа и Елена. В нижней части располагаются четыре клейма из жития преподобного. На северной стене кельи будет написано явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму в день Благовещения так, как это и было 100 лет назад.

— Кто из иконописцев решился вместе с вами в столь короткий срок — за 90 дней — расписать целый храм?

— Основу нашей группы составляют те, кто работает с нами уже многие годы, знает церковное искусство и имеет опыт церковной жизни. Всего в данный момент в росписи и подготовке стен под роспись принимают участие порядка 70 человек — 50 художников и 20 маляров, штукатуров, строителей, тех, кто занимается установкой лесов, освещения, подъемом на леса и установкой необходимых в работе атрибутов.

— На чем вы остановлись, выбирая краски? 

— Все материалы, включая краски, рекомендованы технологами Министерства культуры. Это немецкие фасадные материалы, акриловые краски, стойкие к воздействию солнечных лучей, перепаду температур, влажности и т.д. Все они имеют сертификат качества.

— Когда будут окончательно разобраны строительные леса в храме?

— По плану строительные леса в четверике будут разобраны в первой половине июля. Этот процесс займет неделю.

Вся работа идет по плану и по расписанию. Начинаем мы в 9 утра, заканчиваем в половине девятого вечера. Обед с двух до трех. Владыка Георгий не благословил работать в воскресные и праздничные дни. На воскресную литургию мы ездим в Дивеево.

— Есть ли у художников специализация?

— Да, есть. В нашей работе есть понятие соборности, и каждый из художников может и должен применить все свои творческие силы в том, что ему дается лучше всего. Так что есть художники, которые, скажем, пишут только лики, есть те, кто пишет облачения, орнаменты, небеса, тексты молитв и т.д. И в древности были так называемые “личники”, “ручники” — художники, которые занимались написанием отдельных фрагментов.

— Трудно ли настроиться духовно и эмоционально перед тем, как начать роспись?

    Прежде всего, все кто здесь трудится — люди православные. Все понимают, что находятся в святом месте. При такой напряженной работе от каждого требуется доля внутреннего смирения и, конечно, хорошее владение ремеслом. Перед работой каждый в душе произносит: “Господи, благослови! Преподобный Серафим, помогай нам!”

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://