№ 21(298) ноябрь 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Церковная проповедь в светском обществе

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио Санкт-Петербургской
епархии «Град Петров»:

На мой взгляд, одна из главных задач православных СМИ сегодня — миссия в обществе. Церковные СМИ, за исключением некоторых  московских изданий, ориентированы на церковных людей и малоинтересны широкому кругу читателей. Церковная проповедь в светском обществе должна отталкиваться от тем, волнующих это общество, предлагать церковные ответы на наиболее острые вопросы. Второй важной задачей, стоящей перед православными СМИ, я бы назвал воспитание просвещенной церковной общественности. Из-за низкой богословской подготовки и недостатка церковного опыта значительная часть верующих становится добычей радикально настроенных, часто нездоровых самозванных лидеров. СМИ должны вести эту работу, используя сегодняшние события церковной и общественной жизни, давая им взвешенную церковную оценку, указывая точный евангельский путь разрешения противоречий.

Что касается проблем современных церковных СМИ, то в первую очередь я бы назвал недоступность православных изданий подавляющей части населения. Печатные издания практически отсутствуют в общей торговой сети, не имеют соответствующей рекламы и потому совершенно неизвестны большинству населения. На телевидении и в радиовещании, без которых невозможна успешная миссия сегодня, православные программы почти отсутствуют. Эфирное время, предоставляемое на телевидении (как правило, раннее утро выходных дней), предполагает заранее заинтересованную аудиторию и не предусматривает просмотра основной массой телезрителей. Для церковного радиовещания выделяются частоты, непопулярные среди молодежи, где плохое качество звучания отталкивает слушателя уже само по себе. В результате церковные СМИ не доносят голос Церкви до большинства населения. Происходит процесс маргинализации церковных СМИ и самой церковной жизни в глазах общества. Этому же способствует низкий уровень и, подчас, истеричный тон и мракобесное содержание отдельных церковных СМИ. Как правило, журналистский уровень материалов в церковных СМИ заметно ниже, чем в хороших светских. Ощущается острый недостаток ярких, талантливых церковных публицистов, а также аналитических, дискуссионных материалов в церковных СМИ. Церковные газеты должны публиковать не святоотеческие труды, а рассказывать о современной жизни со святоотеческих позиций.

Какие надежды в этой связи можно возлагать на фестиваль «Вера и слово»? Во-первых, он может оказать помощь в координации действий синодальных и епархиальных СМИ. Во-вторых, способствовать диалогу с государством с целью преодоления информационной изоляции Церкви.

Очень важно поднимать статус официальных церковных СМИ, дав им при этом больше свободы в выражении частных мнений. Необходимо преодолеть ситуацию, когда все критическое, дискуссионное, аналитическое находится в околоцерковной прессе, а все официальное и скучное — в епархиальной и синодальной. В результате народ читает и воспитывается на первых, а вторые по разнарядке хранятся на приходских складах.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007







ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика