Церковный вестник


№ 17 (318) сентябрь 2005 / Церковь и общество

Молитва Беслана

Начало сентября теперь для всех нас связано с трагедией Беслана. Как исцелить эту рану? Как помочь тем, кого не утешают человеческие слова, чье сердце покрыла тьма отчаяния и кто «пребывает в скорби день и ночь»? Здесь единственное лекарство — молитва, упование на Бога Всеблагого, Утешителя. Святейший Патриарх назвал горе Беслана «незаживающей раной».

6 сентября Предстоятель встретился с президентом Республики Северная Осетия-Алания Таймуразом Мамсуровым и получил приглашение посетить Беслан. Во всех православных храмах Русской Православной Церкви и во многих приходах братских Поместных Православных Церквей в дни годовщины бесланской трагедии были вознесены молитвы об упокоении душ невинно убиенных, совершены панихиды по жертвам теракта.

В екатеринбургском Ново-Тихвинском монастыре для жителей Осетии была написана Моздокская икона Божией Матери. Инокини сами доставили ее в Беслан 1 сентября. На вопросы ЦВ отвечают руководитель иконописной мастерской инокиня Девора и инокиня Валерия.

— Как родилась идея создания иконы, и как долго она выполнялась.

Инокиня Девора: Хочу сразу уточнить, что было написано и передано в дар две иконы. Одна будет пребывать в Беслане, а вторая — там, где благословит епископ Феофан, правящий архиерей Ставропольской епархии.

По благословению духовника нашего монастыря игумена Авраама мы начали работать над этими двумя иконами еще в октябре 2004 года. Около месяца заняло написание ликов, риз. Было решено украсить иконы камнями, басменными окладами, поместить в киоты. Эта работа заняла еще 10 месяцев. В нашем начинании нас поддержали двое прекрасных верующих людей, которые выделили средства на благоукрашение икон, —  Игорь Алтушкин, президент Русской Медной Компании, и москвичка Маргарита Чуканова.

— Недавно вы вернулись из Осетии. Как проходила передача икон?

Инокиня Валерия: Мы приехали в Беслан рано утром 1 сентября. Владыка Феофан уже ждал нас у здания школы. В то время там уже начали собираться люди. Сестра Девора сказала краткое слово о том, что мы приехали по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и благодарим Бога за то, что Он даровал нам возможность посетить эту многострадальную землю. А владыка Феофан сказал в ответ, что особенно символичен этот дар именно с Уральской земли, которая также обагрена кровью невинных страдальцев, святых царственных страстотерпцев. Он неоднократно говорил, что считает приезд икон очень важным: они являются зримой связью между Осетией и Россией.

Инокиня Девора: Еще примечательно, что вручение икон было первым звеном в событиях трех траурных дней в Осетии. Будто Владычица так благоволила — первой прийти на место трагедии. После того как был совершен небольшой крестный ход и иконы занесли в здание, стали пускать в школу людей. Причем получилось так: первое, что видел человек, заходя в спортзал, где погибло так много детей, — это иконы. Люди брали свечи, ставили к иконам, молились перед ними и потом шли дальше, по периметру зала, оплакивая тех, кто здесь погиб. Понимаете, это значит, что люди со своей скорбью повернулись к Богу, они не впали в отчаяние, не озлобились. Матушка Нонна, настоятельница Богоявленского Аланского монастыря, сопровождавшая нас всюду по благословению владыки Феофана, сказала, что пребывание икон Божией Матери в этом зале — глубоко промыслительно. Кто еще может так понять рыдающих, безутешных матерей, как не Та Мать, на глазах Которой был убит Ее Сын и Которая Сама страдала неизреченным страданием?

  Да, о скорби Беслана говорят много, а о том, что Беслан молится, — почти ничего.

Инокиня Девора: На самом деле сейчас в Осетии — общий духовный подъем, чувствуется сильная жажда веры, очень многие обращаются в православие. Владыка Феофан часто совершает крещения прямо в горных озерах, в речках. Он называет это третьим крещением Осетии.

Инокиня Валерия: И монашество возрождается. Нам говорили, что еще совсем недавно на монашествующих здесь смотрели с непониманием, принять монашество считалось позором. Сегодня это совершенно не так. Мы на себе почувствовали, что именно от духовных лиц эти люди ждут особой поддержки: скорбящие матери подходили к нам, обнимали, благодарили. Иногда с добрыми словами подходили прямо на улице.

— Известно, что еще зимой ваш монастырь выпустил акафист Моздокской иконе Божией Матери. В эту поездку вы взяли его с собой?

Инокиня Валерия: Да, мы взяли с собой 300 экземпляров для раздачи в Беслане, но книжки у нас закончились буквально через пять минут, и люди подходили, спрашивали, а у нас уже ничего не было. Сейчас мы решили допечатать тираж и послать в Беслан. Сами мы читали этот акафист в древнем храме Рождества Богородицы в селе Хориджин. Этот храм построен в XII веке, и именно в нем шесть столетий пребывала подлинная Моздокская икона. Место это очень благодатное. Мы, честно говоря, вообще не ожидали увидеть столько святынь, встретить столько единомышленных братьев и сестер во Христе. Перед поездкой у нас были небольшие опасения, а после — только благодарность Богу за таких чистых, благородных людей.

Инокиня Девора: Наверное, это и поразило нас больше всего — удивительные единодушие, любовь, забота. Если одним словом сказать, то мы просто  чувствовали себя среди родных православных людей.

«В Моздоке есть Апостол для горцев, несравнимый ни

с какими миссионерами: чудотворная икона Божией Матери, к которой во множестве притекают даже магометане горцы», — так писал в 1858 году епископ Кавказский

и Черноморский Игнатий (Брянчанинов). Сегодня этого дивного Апостола нет в Моздоке: чудотворная икона, подаренная осетинам боголюбивой царицей Тамарой в XIII веке, пропала во времена гонений на Церковь. Но сохранились многочисленные списки с нее, сделанные в основном в XVIIIXIX веках. Жители Осетии глубоко чтут эту икону, справедливо считая ее своей заступницей.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://