Церковный вестник


№ 4 (329) февраль 2006 / Церковь и общество

Церковный «телефон доверия»

Любой человек, оказываясь в сложном положении, порой остается один на один со своей бедой. В такие минуты кажется, что круг замкнулся, и никто — ни друзья, ни родители — помочь уже не в силах. Однако чаще всего для того, чтобы переломить негативную ситуацию, не хватает только маленькой поддержки. С недавнего времени поговорить о том, что вас мучает, выплеснуть наболевшее и получить помощь в разрешении личных проблем можно по анонимным «телефонам доверия», на которых дежурят служители Православной Церкви. По сути, это служба экстренной помощи по телефону, которая оказывается позвонившему неотложно, в момент обращения, принимая форму доверительных отношений между собеседниками, что особенно ценно для человека в горе или в период тяжелых душевных переживаний.

Помимо Москвы, «телефоны церковного доверия» действуют в Ставрополе, Барнауле, на Алтае, в Воронеже, Екатеринбурге, Нижегородской, Курской областях, Омске, Саратове, в Красноярском крае, Петрозаводске и многих других городах. Ежедневно по «телефонам доверия» обращаются множество людей, причем не только верующие. Часто совета священника просят люди далекие от Церкви. Позвонившие знают, что их обязательно выслушают, помогут напутствием, и при этом звонок останется анонимным.

Открываются православные «телефоны доверия» местными церковными властями, которые стремятся привлечь на это богоугодное дело средства самых разных организаций, с которыми можно объединить усилия. Так, в Иркутской епархии деньги на церковный «телефон доверия» дали военные, с условием, что у военнослужащих будет возможность поговорить со священником, получить полноценную духовную поддержку. В Ставрополе при помощи «телефона доверия» борются с сектантством, в Барнауле вместе со священнослужителями у телефона дежурят врачи центра по борьбе со СПИДом.

Сегодня мы расскажем о первом опыте работы церковных «телефонов доверия» в разных городах нашей страны.

В Москве при православном медико-просветительском центре «Жизнь» работает круглосуточный «телефон доверия» по вопросам кризисной беременности. Проблемы, с которыми обращаются к психологам центра, отражают все конфликты современного общества и не зависят ни от образования, ни от материального или социального положения. Чаще всего речь идет о конфликтах с друзьями и близкими, сложностях в семейных отношениях, проблемах в воспитании детей, ощущении собственного одиночества. Бывает, что человек пытается разобраться в себе, найти свою цель в жизни. Обращаются и те, кто пережил потерю близкого человека, подвергся физическому или сексуальному насилию, участвовал в боевых действиях. Одни из самых сложных для психологов звонков — это обращения людей, задумавших самоубийство.

Практически ежедневно по «телефону доверия» центра «Жизнь» поступают звонки от девочек 14—16 лет, которые хотели бы прервать нежелательную беременность. Задача психологов — переломить ситуацию, а значит, сохранить ребенка. Разговор с человеком, обратившимся за советом и помощью, иногда длится несколько часов. Но есть случаи, которые запоминаются на всю жизнь. Однажды, например, позвонила женщина-мусульманка, которую изнасиловали: беременность семь недель, еще не родившегося ребенка мать ненавидит. У нее временная регистрация в Москве, жилье она снимает. Что делать? По словам сотрудников центра, это был один из самых тяжелых случаев. Обращалась по «телефону доверия» семейная пара, у которой уже было трое детей. Во время очередной беременности на предварительном обследовании женщине после УЗИ сказали, что у ребенка болезнь Дауна и предложили срочно сделать аборт. Она была настолько потрясена, что, несмотря на ее твердое желание сохранить беременность, ей потребовалась экстренная психологическая помощь. Не так давно по «телефону доверия» хотела получить консультацию бабушка, внук которой пытался отравиться газом из-за плохих отношений с отцом.

Психологи говорят, что диалог по «телефону доверия» — это встреча двух людей, готовых слушать и вслушиваться друг в друга. В последнее время мы в какой-то степени потеряли чувствительность к разнообразным нюансам человеческого голоса. Тон или тембр голоса, скорость речи, их тонкие изменения, последовательность или продолжительность молчания — все это элементы голосового общения, способные передать чувства человека. Разговаривая по телефону, мы, часто даже не осознавая этого, воспринимаем гораздо больше, чем содержит чисто словесная информация.

Психологи, работающие в центре «Жизнь», каждый день начинают с молитвы. Порой и во время общения с позвонившим, особенно в тяжелых случаях, они молятся о том, чтобы Господь помог им найти нужные слова, а собеседнику — выход из сложной жизненной ситуации. Психолог не дает готовых рецептов, не отвечает на вопрос «что делать?», он способствует созданию условий, в которых человек сам находит выход из сложившегося положения, обретает уверенность и веру.

Одним из первых городов России, где появился церковный «телефон доверия», была Казань. «Сначала мы открыли телефонную информационно-справочную службу, чтобы люди могли узнать время богослужений в храмах, уточнить порядок церковных таинств. Но идея очень быстро переросла в нечто большее. Ведь даже светскому человеку, который никогда не был в церкви, интересно мнение священника по тому или иному вопросу. А некоторые хотели бы прийти в храм, но стесняются, потому что не знают, как там себя вести. Так же как люди нуждаются в общении с Церковью, Церковь хочет наладить диалог с обществом», — так объясняют смысл «телефонного проекта» в управлении Казанской епархии.

Два казанских священника — отец Павел из церкви преподобного Сергия Радонежского (именно этот приход инициировал открытие «телефона доверия») и отец Сергий из Петропавловского собора — поочередно дежурят на мобильном «телефоне доверия». В отличие от штатных психологов, для которых такое дежурство — оплачиваемая работа, батюшки общаются со страждущими исключительно по зову собственной души.

«Быть священником — это вообще не работа, это призвание, — подчеркивает протоиерей Сергий Титов. — Однако дежурить на телефоне возьмется не каждый священник, потому что это довольно тяжело: ведь люди не звонят, когда им хорошо, они звонят, когда им плохо. Я взялся за это как за послушание».

Звонящие обращаются к батюшкам как с глобальными вопросами — например, о происхождении зла или о конце света, так и с вполне конкретными жизненными проблемами — болезнь, измена любимого, разлад в семье, конфликты с детьми.

«В любом случае люди ищут истину, и мы стараемся им в этом помочь. При всем моем уважении к психологам (порой я и сам направляю к ним людей), психология — это все же только часть истины. Когда речь идет о духовных проблемах, психологи не могут дать человеку того, что может дать Церковь, — уверен отец Сергий. — Мы исследуем проблему комплексно, докапываясь до самых глубин».

В Нижнем Новгороде эксперимент с внедрением круглосуточного «телефона доверия» начался летом прошлого года. Любой желающий теперь может позвонить и поговорить о своих проблемах со священником, проконсультироваться по спорному вопросу, выяснить порядок церковных служб и обрядов, укрепиться в вере. Чаще всего люди спрашивают о церковной жизни — ыо покаянии, причащении, исповеди, о том, как помочь близким, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью, о семейных проблемах. Бывают звонки и от тех, кто потерял смысл в жизни и близок к самоубийству. Обращаются люди разного возраста, но чаще все же женщины. Видимо, это связано с тем, что они более эмоциональны и им требуется живое общение.

В течение месяца номер православного «телефона доверия» набирают около тысячи нижегородцев. Священники работают посменно. Образование у всех разное — есть бывшие филологи и инженеры, кто-то закончил духовную семинарию, кто-то пришел к Богу после военного училища и службы в армии. 

Как признаются священники, работа на «телефоне доверия» — одна из самых тяжелых в психологическом плане. Дело в том, что дежурный постоянно находится в достаточно непредсказуемой ситуации. Он не знает заранее, когда и кто позвонит, с какой проблемой. В течение всего дежурства нужно постоянно быть наготове, чтобы суметь ответить на любой запрос. Один из главных принципов работы на «телефону доверия» — безусловное внимание к позвонившему, чуткость и безоценочность. Часто звонящий не в силах до конца уяснить, в чем суть его проблемы, он видит только верхушку айсберга, но не может разобраться в причинах. Священнослужители осторожно подводят человека к тому, что он начинает сам размышлять о причинах появления проблемы, думать над тем, что может сделать именно он, чтобы изменить ситуацию.

Эксперимент с православным «телефоном доверия» в Нижегородской епархии считают удачным. В храме на откровенный разговор со священником могут решиться не все, а по телефону открыть душу гораздо проще. И уже после такого общения очень многие приходят в храм.

Священнослужители подчеркивают, что если работа ведется грамотно и профессионально, то эффективность «телефона доверия» действительно велика. Потому что звонящий человек, даже если он находится на пике кризисной ситуации, надеется на помощь. И уже сам факт такого обращения дает надежду, что человек примет эту помощь.

В Екатеринбурге православный «телефон доверия» работает при храме святого целителя Пантелеимона. Люди, испытывающие трудности в разрешении различных психологических проблем, круглосуточно могут набрать номер телефона и поговорить с православными психологами. По словам настоятеля храма иеромонаха Димитрия (Байбакова), «такая беседа, конечно же, не подменяет исповедь и не может заменить ее. Но для нашего расцерковленного общества, для людей, в сознание которых за последние годы был внедрен нередко превратный образ Церкви, беседа с православным психологом может стать первым шагом на пути к обретению веры. С другой стороны, священнослужитель действительно не всегда может разрешить все проблемы приходящего к нему человека».

В Курском епархиальном управлении по благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия также начал функционировать «телефон доверия». Цели этой работы, как пояснили в Епархиальном управлении, в основном катехизаторские, а также пастырские: «развеять, терпеливо выслушав и подбодрив, тревожащие души людей сомнения». Курский православный «телефон доверия» возник по инициативе областного православного общества «Диакония».

В Костромской епархии «телефон доверия» действует на базе Богоявленско-Анастасииного монастыря. Здесь есть специальное помещение, где находится дежурный священнослужитель. Вопросы ему можно задать не только по телефону, но и придя в монастырь лично.

В мобильных телефонах жителей Саратова появился номер прямой связи с консультантом по вопросам церковной и духовной жизни. Таким образом, в Саратовской епархии организована горячая телефонная линия для помощи верующим. Сначала этот «телефон доверия» предназначался для содействия родственникам людей, попавших в тоталитарные секты. Сегодня почти половина звонков — на злобу дня. По словам диакона Максима Плякина, сотрудника отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии, спрашивают о разном: о тонкостях постной кухни, расписании служб и назначении молитв, о церковном отношении к сериалу «Мастер и Маргарита» и о получении ИНН. 

В ближайшее время начинает работать «телефон доверия» и во Владимирской и Суздальской епархии. Отпускать грехи по телефону здесь, конечно, не собираются, но пастыри обязательно выслушают тех, кому нужно рассказать о наболевшем, покаяться или задать вопрос. «Конечно, речь идет, прежде всего, о вопросах духовной жизни, потому что духовная жизнь занимает самое важное место в жизни человека», — говорит священник Сергий Минин, секретарь управляющего Владимирской епархией. У «телефона доверия» будут дежурить священнослужители, имеющие большой жизненный опыт и способные оказать психологическую поддержку.

 

Подводя итог разговору о церковных «телефонах доверия», можно отметить, что во многих епархий подобная форма работы сегодня воспринимается как эксперимент, новое, проходящее апробацию направление миссионерской деятельности. Именно поэтому по «телефонам доверия» люди чаще всего получают справочную информацию: о церковных мероприятиях, праздниках, службах, таинствах. Полноценное православное психологическое консультирование — это пока, к сожалению, недостижимая планка для многих епархиальных «телефонов доверия». Однако время стремительно меняет все, что нас окружает. Несколько лет тому назад сложно было представить трансляцию по государственному телеканалу рождественских или пасхальных богослужений или, к примеру, монастырский интернет-сайт. Теперь же и то и другое стало для нас привычным явлением. Появление православных «телефонов доверия» говорит прежде всего о том, что Церковь не стоит на месте и старается отвечать на запросы и нужды современных людей адекватными формами социального служения.

  Светлана Рябкова  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://