Церковный вестник


№ 23 (348) декабрь / Церковь и общество

"Люди ощущают важность молитвенного участия в судьбе вич-инфицированных"

«Церковный вестник» регулярно освещает проблемы, связанные с работой Церкви в области ВИЧ/СПИДа. Наши постоянные читатели знают об основных направлениях деятельности Церкви в этом направлении и существующих проблемах. Мы попросили Маргариту Нелюбову, руководителя постоянно действующего Круглого стола по религиозному образованию и диаконии при ОВЦС, который координирует работу Церкви по ВИЧ/СПИДу, подвести итоги года.

— Маргарита Борисовна, по каким направлениям ваша работа наиболее активно велась в этом году, что нового было сделано?
— В этом году мы много работали с региональными центрами. В частности, новый центр по работе с ВИЧ-инфицированными открылся в Ивановской епархии на базе епархиального отдела по борьбе с наркотиками. В этом году там были организованы два телефона доверия: один при Свято-Введенском монастыре, там работают монахини, а второй — при епархиальном отделе, и там работают миряне и священник Сергий Гончаров. Также в этом году мы занимались обучением специалистов: проводили семинары для православных психологов, сестер милосердия, для волонтеров. Интенсивно шла работа со студентами духовных школ. Очень важное направление работы в этом году — развитие деятельности Межконфессионального координационного комитета по ВИЧ/СПИДу, куда входят восемь христианских конфессий. Комитет разрабатывает уставные документы, программу деятельности, уже был проведен ряд тренингов для священнослужителей и мирян, которые только начинают работу, связанную с проблемами ВИЧ/СПИДа. Нас пригласили, например, сделать выступление перед пастырскими совещаниями протестантских конфессий. Следующий шаг — расширение состава Комитета и включение в него представителей других религий. Для этого мы планируем обратиться в Межрелигиозный совет России и включить в его повестку дня обсуждение проблем ВИЧ/СПИДа. Предварительный шаг — пресс-конференция, состоявшаяся 23 ноября в «Интерфаксе», которая засвидетельствовала готовность представителей разных религий собраться вместе для обсуждения проблем ВИЧ/СПИДа и работать в этом направлении.
— Молебны о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и об упокоении умерших от этой болезни, проходят в храмах России и ближнего зарубежья уже несколько лет. Как расширилась география этих молебнов за последний год?
— Количество храмов, которые присоединяются к нашему движению, растет. На данный момент мы даже не знаем о некоторых храмах, в которых служат эти молебны. Это означает, что необходимость в координации с нашей стороны уже снижается, люди на местах сами ощущают важность молитвенного участия в судьбе ВИЧ-инфицированных и их родных и совершают молебны.
— А увеличивается ли количество тех, кто приходит помолиться вместе с вами?
— Если судить по приходу московского храма Живоначальной Троицы в Хорошево, где молебны совершаются с самого начала нашей программы, то там спонтанно возникла группа самопомощи ВИЧ-инфицированных. Речь не идет о каком-то взрывном количественном росте. Количество тех, кто ежемесячно участвует в молебнах, конечно, растет, но нас больше интересуют качественные изменения, которые происходят в жизни людей, в их духовном становлении. Очень важно, что люди, впервые пришедшие в Церковь из-за своего диагноза, впервые получившие опыт богослужения и молитвы на наших молебнах, теперь регулярно причащаются и исповедуются. Важно, что у них появилась потребность в объединении именно на базе храма. Мы знаем, что и помимо молебнов они между собой общаются, помогают друг другу в сложных жизненных ситуациях, звонят друг другу, утешают. Сложилась небольшая, но очень дружная община православных ВИЧ-позитивных. Они даже ездят вместе в паломничества в другие города, вместе отдыхают. Но объединяет их именно духовное начало.
— Часто ли к вам обращаются с просьбой помочь в ситуациях, когда ВИЧ-инфицированных дискриминируют?
— Это очень острая проблема. И к нам, и в наши региональные центры часто обращаются в связи с ущемлением прав людей, которые живут с ВИЧ/СПИДом. Особенно это касается тех, кто приехал из стран ближнего зарубежья — из Казахстана, Прибалтики и т.д. — и, имея справку о том, что болен ВИЧ/СПИДом, не может получить российского гражданства, а значит — работу и медицинское обслуживание. Получается, что вся семья, все близкие уехали вместе, и вдруг один из них не может получить гражданство. Честно говоря, я не знаю, может ли Церковь здесь помочь и сыграть роль адвоката. Вопрос пока открыт.
— В прошлом году была принята Концепция Русской Православной Церкви по работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Насколько духовенство и миряне информированы о существовании этого документа, выполняет ли он возложенные на него функции?
— Эта Концепция сыграла очень большую роль в нашей работе и в работе на местах, она была широко распространена по всем епархиям и большинству приходов. Для многих этот документ служит моральной поддержкой и богословским основанием в работе. Те, кто раньше чувствовал себя неуверенно по нравственно-этическим или богословским соображениям, теперь получили ответы на многие вопросы и могут спокойно участвовать в работе Церкви с ВИЧ-инфицированными и профилактикой этого заболевания в русле, заданном священноначалием. 
Ксения Лученко



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://