Церковный вестник


№ 10 (383) май 2008 / Церковь и общество

О чем говорят названия городов и улиц

Участники общественного движения «Возвращение» обратились к мэру Москвы Юрию Лужкову с призывом в год 90-летия расстрела семьи императора Николая II убрать имя одного из убийц, Петра Войкова, из названия станции столичного метро. Они также призвали депутатов Свердловской областной думы изменить название региона и обратились к главе РАО РЖД Владимиру Якунину с просьбой переименовать железнодорожную станцию «Свердловск».

22 мая участники проекта «Возвращение» собрались в Издательском Совете Русской Православной Церкви. На встрече было принято решение о преобразовании проекта в общественное движение «Возвращение». Председателем движения был избран Юрий Бондаренко.

Отвечая на вопросы корреспондента «Церковного вестника», Юрий Бондаренко отметил, что за прошедшие полтора года участникам проекта удалось сделать главное — «вернуть тему возвращения исторических названий, восстановления исторической справедливости в обиход общественной жизни». Он привел несколько примеров того «идеологического винегрета», который россияне могут видеть сегодня на каждом шагу: «Допустим, в городе, официально носящем имя Кирова, есть гостиница «Губернская», из ее окна открывается вид на некий Вятский государственный институт, который находится на улице Большевиков, а на институте висит бело-сине-красный флаг. Это бред, полное смешение стилей... Новые поколения вырастают в условиях всеядности. Не разобравшись до конца с большевистским наследием, мы сами себе закрываем дорогу вперед», — подчеркнул председатель движения «Возвращение».

Доктор исторических наук Владимир Лавров, заместитель директора Института российской истории РАН, руководитель Центра истории религии и церкви, утверждает, что «речь идет не о переименовании, а о возвращении первоначальных исторических названий». Ученый отметил, что Институт Российской истории всегда поддерживал «возвращение к тому, что родилось исторически естественно», а не было переименовано большевиками по идеологическим соображениям. «Попросту говоря, речь идет о возвращении украденного. Были названия — их нужно вернуть», — сказал Владимир Лавров.

«Что такое название улиц площадей, городов, памятники в этих городах? — продолжает свою мысль историк. — Это идеология государства. Большевики, никого не спрашивая, никаких референдумов не проводя, переименовали в Москве две трети улиц и площадей. И если посмотреть на большинство наших названий, то получается, что у нас до сих пор господствует коммунистическая идеология.

Если в городе стоит памятник, то молодой человек думает, что он воздвигнут достойному человеку. А у этого достойного человека могут быть руки по локоть в крови. Если молодой человек приходит на станцию метро, которая носит имя цареубийцы и детоубийцы Войкова, он также предполагает, что это какой-то достойный гражданин. При этом одновременно он знает, что царь Николай  и члены его семьи — канонизированные святые. Как все это может совместиться в голове молодого человека? Это какое-то нравственное раздвоение…»

По мнению Владимира Лаврова, с карты Москвы нужно убрать, по крайней мере, «самые аморальные» названия: «Войков — это непосредственный участник и организатор цареубийства, человек, который участвовал в расчленении тел ни в чем не виновных царских детей. Его имя должно быть убрано, забыто и осуждено всеми нормальным русскими людьми».

Эта позиция находит широкую поддержку. «В дни 90-летия убийства Царской семьи, когда во всех храмах будут совершаться богослужения, посвященные памяти Царственных страстотерпцев, хорошо поставленный голос диктора, объявляющий название станции метро “Войковская”, будет звучать издевательски», — заявил председатель Издательского Cовета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев.

После дискуссии участники общественного движения «Возвращение» приняли обращение к мэру Москвы Ю.М. Лужкову с просьбой о переименовании станции метро «Войковская» в «Петербургскую», а также о смене названий ряда московских проездов, носящих имя Петра Войкова. Свои подписи под документом поставили Н.Нарочницкая, А.Крутов, В.Мединский, А.Лавров, М.Леонтьев, Е.Чавчавадзе и другие.

На встрече также были приняты обращения к депутатам Свердловской областной думы, главе администрации города Екатеринбурга и главе РЖД В.Якунину. В обращении к депутатам Свердловской думы еще раз было сказано о необходимости переименования области, носящей имя Якова Свердлова — инициатора «красного террора», одного из организаторов убийства Царской семьи. Авторы документа обратили особое внимание на то, что «место, где совершено убийство, входит в регион, названный именем главного организатора злодеяния».

В обращении к главе администрации Екатеринбурга Аркадию Чернецкому говорится о «вопиющем несоответствии», когда именем Свердлова названа улица в Екатеринбурге, ведущая как раз к Храму-на-Крови, построенному на месте убийства Царской семьи. «Получается, что екатеринбуржцы и гости города идут и едут к храму мучеников по улице, названной именем палача этих мучеников», — сказано в письме к главе города, который в свое время поддержал переименование Свердловска в Екатеринбург.

Участники общественного движения также направили обращение главе РЖД Владимиру Якунину с просьбой о переименовании железнодорожной станции «Свердловск» в Екатеринбурге.

В других городах проблема возвращения исторических названий также существует. «К нам обратились из Краснодарского края с просьбой помочь вернуть ему название «Екатеринодарский», — сказал Юрий Бондаренко. — Есть станица Ленинградская, бывшая Уманская. Там уже 15 лет бьются священники, общественность, казаки, потомки репрессированных казаков. Они собрали более тысячи подписей и прислали в наш адрес обращение с просьбой вернуть историческую справедливость. Но в провинции, без координирующего центра в столице, намного сложнее осуществить какую-то общественную инициативу».

Тем не менее предпосылки для переименований, инициированных движением «Возвращение» при участии других общественных организаций, имеют под собой реальную почву. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на днях решением властей Санкт-Петербурга была переименована одна из центральных площадей города — площадь Декабристов в Сенатскую. А в Курске улица, носившая имя одного из революционеров, была переименована в улицу Серафима Саровского.

 

  Евгения Арсеньева  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://