№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Богу противны разделения, но путь диалога будет трудным

Мне кажется, что в основе противоположных мнений по вопросу диалога и объединения Старообрядчества и Русской Православной Церкви лежат две совершенно различные точки зрения, с которых рассматривается Русская Православная Церковь.

Для кого-то Русская Православная Церковь - это все та же Церковь 1666 года, преследующая всех, кто не принял "никоновские новины"; Церковь, благословившая императрицу Софью на издание в 1685 году указа, повелевавшего староверов после трех допросов жечь в срубе и пепел развевать.

Для сторонников диалога и последующего объединения - это Церковь, с которой у нас, по словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, одна вера, одна система ценностей и одно равно любимое Отечество; Церковь, которая называет нас братьями, естественными соработниками и ближайшими союзниками.

Путь диалога, сближения и последующего единства очень труден. И он не будет безоблачным. Ибо противников следования по нему хватает как с одной, так и с другой стороны.

От старообрядцев он потребует:

- смирения, ибо мы, вслед за протопопом Аввакумом и Андреем Денисовым, должны понять, что не являемся "последними остальцами  благочестия";

- терпения, ибо нас будут обвинять свои же единоверные братья в "предательстве веры отцов";

- любви к тем, кто нас не понимает.

Если не поймут сегодня они, то поймут завтра их дети и внуки.

Движение по этому пути уже началось. Инициатором его стала Русская Православная Церковь. И если со стороны старообрядцев это движение вначале велось, в основном, на уровне отдельных представителей центральных органов и общин, то сегодня, после избрания Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Андриана, можно вести речь о взаимном движении навстречу Церквей.

Уверенность в том, что начавшийся диалог между Русской Православной и Русской Православной Старообрядческой Церквями будет успешным, придают последние практические шаги и высказывания митрополита Андриана и, прежде всего, готовность главы РПСЦ сделать "все отличия и несогласия... предметом серьезного богословского изучения в соответствующих церковных комиссиях". Это позволило бы развеять некоторые заблуждения догматического и канонического характера, на которые ссылаются противники единения.

Владыка Андриан считает, что "на сегодняшний момент актуально лишь развитие диалога и нормальных добрососедских отношений" и что пока "вопрос об объединении староверов и новообрядцев ставить преждевременно". Но это означает, что Предстоятель крупнейшей на сегодняшний день Старообрядческой Церкви не отрицает возможность постановки этого вопроса в будущем.

Трудно не согласиться с мыслью митрополита Андриана, высказанной им в недавнем интервью пермской газете "Звезда", что создание в местах компактного проживания старообрядцев приходов по типу единоверческих "затруднит установление добрых отношений" между Русской Православной и Русской Православной Старообрядческой Церквями. Поэтому я думаю (и практика нашей общины подтверждает это), что основным контингентом формирования православных старообрядческих общин в лоне Русской Православной Церкви будут старообрядцы "беспоповских" согласий.

Но почему бы не согласиться и с другой мыслью митрополита Андриана: что "если там будут восстанавливаться не только внешние признаки старообрядчества... но и древние правила Вселенских Соборов, духовные традиции святых отцов, выборность священства, церковная соборность, - в таком случае это движение можно только приветствовать".

Безусловно, искреннее покаяние Русской Православной Церкви пролилось бы елеем на рану раскола и ускорило бы процессы диалога, сближения и единения, но "будем не Богу только говорить: "Не помяни согрешений наших", но и самому себе пусть каждый говорит: "Да не помянем согрешений братий наших против нас"" (свт. Иоанн Златоуст).

Мы ведь знаем, что "ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виноваты, как те, кто мучил Тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви" (свт. Иоанн Златоуст).

Пришло время и нам, православным старообрядцам, исполнить заповедь Христову: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35).

 

  Вячеслав Климентьев  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007







ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика