№ 17 (342) сентябрь / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Русский рок никогда не был безбожным

Разговоры о вреде или пользе рок-музыки вспыхивают в православной среде с удивительной периодичностью. Поскольку этот вопрос вызывает такую постоянную напряженность, то действительно пора разобраться, в чем же дело.

Рок-музыка — всего лишь один из жанров современной музыки, наряду с джазом, блюзом или авторской песней. Большинство «антирокерских» агиток, распространяемых в православной среде, передергивают факты и делают безумные выводы, предлагая слушать тексты песен задом наперед, через что нам, якобы, открывается истинный — зашифрованный — смысл песен. Сатанисты тоже используют православные молитвы, читая их наоборот, но ведь из этого мы не делаем вывода, что сами православные молитвы вредны.

Конечно, рок не такой уж «белый и пушистый», в нем есть место всему, ведь рок-культура — это одна из тех площадок, на которых происходит столкновение человеческих страстей и пороков. Но есть там место и светлому. Рок учит человека одной очень правильной мысли: что внешность обманчива. Мы привыкли судить человека по его внешнему облику, забывая о том, что его истинный облик сокрыт внутри. Важна не внешняя оболочка, а то, что в этой оболочке содержится.

Русский рок — это явление совершенно особого порядка, которое сложно сравнить с каким-либо другим течением или явлением современной культуры. Важно помнить, в каких условиях появлялась отечественная рок-музыка: это не было желание заработать денег, желание было одно — искренне делиться тем, что у тебя внутри. И именно эта искренность и находила отклик у людей. Башлачев, Науменко, Цой, Гребенщиков — эти имена вошли в память как минимум двух поколений.

В 1990-х годах многие рок-музыканты повернулись лицом к православию. Собственно, русский рок никогда не был откровенно безбожным, но теперь эта скрытая обращенность к Истине выразилась в искреннем желании следовать Ей. Такую личную позицию музыкантов можно только приветствовать.

Но наивно думать, что через православных рокеров можно очень быстро обратить всю молодежь в истинную веру. Стоит только организовать в том или ином городе концерт группы «Алиса» — и проблема с посещаемостью храмов будет решена. Достаточно организовать «рокерский отдел» при храме — и вся молодежь быстренько воцерковится...

Замечательно, что Церковь оглянулась на своих ищущих братьев и поддержала их. Но проблема сегодняшнего дня гораздо серьезней. Хотим мы этого или нет, но мы должны понять, что массовое обращение через стадионы сегодня невозможно. Настоящее Православие выбирают единицы, как единицы спрашивают в музыкальных магазинах диски Янки Дягилевой и Башлачева. Большинству требуется музыкальный «фаст-фуд», поэтому популярность русского рока не сравнить с популярностью многочисленных «Фабрик звезд».

Но это вовсе не повод для отчаяния. Все это Церковь уже проходила, и это ли не знак того, что Царствие Божие «не от мира сего»? Поэтому православный христианин во все времена должен помнить о своем главном предназначении, которое применительно к теме нашего разговора можно выразить и так: «To be Rock and not to Roll» («Быть скалой и не скатиться»).

  Священник Димитрий Карпенко  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007







ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика