№ 5 (354) февраль 2007 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Неуместная конфронтация

Жесткие высказывания некоторых российских муфтиев против преподавания «Основ православный культуры» (ОПК) звучат уже давно. Однако впервые они были сформулированы с явным намерением оскорбить православных. В феврале сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов фактически сравнил преподавание «Основ православной культуры» школьникам с преподаванием «Майн Кампф». По его мнению, введение в школе этого предмета противоречит конституционному принципу отделения Церкви от государства. Однако лукавство муфтия очевидно — преподавание основ ислама уже несколько лет ведется в школах Чечни, Кабардино-Балкарии, Татарстана и других субъектов федерации. Никаких нарушений Конституции Совет муфтиев в этом не видит. Кому и зачем понадобилась эта провокация?

Поводом для высказывания муфтия Нафигуллы Аширова стало сообщение о том, что в школе при посольстве Российской Федерации на Кубе началось преподавание курса «Основ православной культуры». Представитель Московского Патриархата на Кубе и в Доминиканской Республике иеромонах Меркурий (Горбов) заявил, что этот предмет был введен по просьбе родителей российских детей.

20 февраля этого года Н.Аширов выступил против преподавания «Основ православной культуры» в школе при посольстве РФ на Кубе, заявив, что он не считает такое основание достаточным для преподавания ОПК в школе.

«Решение родительского собрания не может идти вразрез с Конституцией. Если завтра родители захотят, чтобы их дети изучали “Майн кампф”, это что, будет законно, и директор школы обязан будет идти у них на поводу? Есть же государственные нормы!» — заявил Н.Аширов в интервью информационному агентству «Интерфакс», назвав свою аргументацию «железной».

Преподавание «Основ православной культуры» в российской школе на Кубе он оценивает как «одно из проявлений ползучей христианизации, которая сегодня проводится вопреки конституционному принципу отделения Церкви от государства».

«Это очень опасная тенденция, которая сегодня грозит основам стабильности нашей страны как светского государства, — продолжил муфтий. — Мы неоднократно говорили о том, что в российском обществе не только христиане живут, они, может, даже и не большинство абсолютно, потому что есть атеисты, есть коммунисты, есть монархисты, есть мусульмане, есть буддисты, есть другие конфессии, есть католики. И такое бессовестное нарушение Конституции, беспардонное лоббирование интересов только одной узконациональной конфессии никого не может оставлять равнодушным».

При этом Н.Аширов не исключил, что введение в программу отдельных школ православного предмета будет рассмотрено в судебном порядке. «Я думаю, что этот вопрос уже фактически обсуждается в неправославных кругах», — добавил он.

В заключение муфтий высказал мнение, что Русская Православная Церковь «уже по самому своему названию объединяет только часть русских». «Это даже не христианство, это какая-то национальная религия, которую сегодня пытаются навязать всем остальным народам России», — заявил Н.Аширов.

Такое откровенное проявление невежества и неосведомленности в отношении Русской Православной Церкви вызвало жесткую реакцию не только православной общественности, но и ряда политических деятелей. «Н.Аширов своими выступлениями против Русской Православной Церкви оскорбляет целый народ», — заявила депутат Госдумы Наталия Нарочницкая.

«Мы требуем извинений Совета муфтиев за провокационные, подстрекательские заявления Аширова и их немедленной денонсации. В случае, если таких извинений не будет принесено, мы требуем отзыва главы Совета муфтиев Равиля Гайнутдина из Общественной палаты, а также его исключения из Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета СНГ», — говорится в заявлении ряда православных общественных организаций, распространенном 22 февраля в Москве.

Общественный резонанс оказался настолько сильным, что в тот же день Нафигулла Аширов передал в «Интерфакс» заявление, в котором он выразил сожаление в связи с конфликтной ситуацией, возникшей после его критических замечаний в адрес «Основ православной культуры». Он дал «обратный ход», поддержав идею факультативного преподавания этого предмета в российских школах.

«Выражая искреннее сожаление в связи с невольно причиненной обидой православной общественности, связанной с недостаточно точной интерпретацией моего мнения о преподфавании ОПК в рамках обязательной школьной программы, приношу свои глубокие извинения», — говорится в заявлении Н.Аширова.

Однако на этом история не закончилась. Вскоре после этого Н.Аширов дал еще одно интервью «Интерфаксу». В нем он подчеркнул, что его комментарии, вызвавшие недовольство православных, касались «исключительно инцидентов обязательного преподавания “Основ” в отдельных российских школах». «Совет муфтиев не против факультативного преподавания ОПК», — сказал он. В заявлении муфтия также отмечено, что «преподавание ОПК или любого другого предмета в не основной программе вполне обоснованно и не нарушает права на свободное получение религиозной информации».

В то же время Н.Аширов подчеркнул, что «чрезмерное лоббирование» обязательного преподавания ОПК в школах России, «где во всех регионах без исключения немалый процент обучающихся составляют дети татар и народов других вероисповеданий», может способствовать «усилению напряженности среди подростков и ненужным спорам о превосходстве той или иной религии».

«Обязательное изучение детьми лишь одной религиозной концепции идет вразрез с правом детей изучать свою религию, которую они считают единственно истинной и правильной религией», — утверждает муфтий, напоминая, что «принцип свободы совести гарантирован Конституцией РФ, которая является основным законом государства».

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин позитивно оценил публичные извинения муфтия Нафигуллы Аширова. «Радует, что муфтий Нафигулла Аширов ощутил, насколько разделяющими стали его слова. Тем более что никто не стремится обращать в школах мусульман в православие через уроки “Основ православной культуры”. Пусть наши мусульманские братья и сестры ясно себе это представляют», — заявил отец Всеволод 22 февраля в интервью «Интерфаксу», комментируя возникший конфликт между муфтием и православной общественностью.

Русская Православная Церковь, по словам отца Всеволода, стремится к тому, чтобы «сделать христианской ту часть нашего общества, которая захочет быть таковой». «Но ни силой, ни обманом мы никого христианизировать не намерены», — отметил представитель Московского Патриархата.

Он особо указал на необходимость для мусульман России «иметь все возможности для развития своей религиозности, собственной культуры и образования, культового строительства, а также участия в жизни государства и общества». «Но мы также ожидаем, что развивать все это не будут мешать и нам, многонациональному православному народу», — заключил протоиерей Всеволод Чаплин.

Очевидно, что оскорбительные для православных высказывания муфтиев подрывают авторитет исламских духовных лидеров в России. Кому и зачем это нужно? Вряд ли традиционные исламские общины разделают политику конфронтации, которую уже не первый год ведет муфтий Нафигулла Аширов. Если это так, то встает закономерный вопрос: кто стоит за Ашировым и почему он занимает должность сопредседателя Совета муфтиев России?

  Артем Погосов  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 3(376) февраль 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика