№ 6 (355) март 2007 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Православное учение о браке

Один из самых актуальных вопросов современной церковной жизни обсуждался на научно-практическом семинаре «Таинство Брака: богословские, литургические, канонические и церковно-практические аспекты», который состоялся 6 марта в Свято-Тихоновском университете.
Область семейных отношений — поле напряженного противостояния мира и Церкви. Те представления об отношениях мужчины и женщины, которые сейчас для многих кажутся совершенно естественными, вступают в глубокое противоречие с учением Церкви. Как свидетельствуют рубрики православных сайтов «Вопрос священнику», подавляющее большинство реплик посетителей касается именно темы семейной жизни или церковного права в области семейных отношений. Но, как заметил ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев, несмотря на необыкновенную остроту вопроса, церковное учение о браке остается «наименее богословски разработанным — обсуждение ведется скорее на экзистенциальном уровне, а до богословия часто не поднимается».
На Западе учение о таинстве брака разработано гораздо детальнее, чем в Православной Церкви. Но из-за кардинального различия в подходах трудно говорить о едином христианском богословии брака. По мнению о. Владимира Воробьева, современное отношение к браку отчасти определено юридическим пониманием таинства, свойственным Римско-католической Церкви и восходящим к римскому праву (так называемый «цивильный брак», по сути, представлял собой просто сожительство римских граждан). В первые века христианства Церковь признавала браки, заключенные по традициям того времени иудеями или гражданами Римской империи, но требовала, чтобы они были «о Господе».
Влияние римского брачного церемониала, так же как и иудейской ветхозаветной традиции, сказалось и на современном чинопоследовании таинства брака. Как отметил в своем докладе зав. кафедрой литургического богословия ПСТГУ диакон Михаил Желтов: «Видимо, к концу IV века античные обряды получают в Церкви христианское осмысление, и брачная молитва из домашней делается церковной. Совершение Божественной литургии в связи с заключением брака становится в это время распространенной практикой». Истории формирования чинопоследования таинства брака был также посвящен доклад А.М. Пентковского (МДАиС).
Брак возможен и вне Церкви, но в Церкви он становится благодатным и спасительным. Однако с самого начала представление о браке как об «образе спасения во Христе», «совершенной форме бытия человека, дарованной ему Богом в раю» и учение о единственности и вечности брака вступают в болезненное противоречие с наличной реальностью. Еще в Священном Писании определяются две точки зрения на брак: одна — богословское осмысление замысла Божия о человеке, другая — церковное домостроительство. Учитывая духовные возможности пасомых, Церковь часто шла на компромиссы, чтобы воцерковить сначала язычников, потом византийское общество с его весьма свободными нравами, возвысить их образ жизни до заповедей христианства.
Проблема исследования «границ церковной икономии» в отношении современного гражданского брачного права была затронута в докладе священника Димитрия Пашкова (ПСТГУ). «Крайняя простота формальных условий к заключению и расторжению брака в современном семейном кодексе ставит вопрос о доверии Церкви к гражданскому браку, а тем более к гражданскому разводу, — отметил докладчик. — Действующее гражданское законодательство о браке относится к важнейшим с точки зрения Церкви условиям совершения или расторжения брака крайне легкомысленно».
Разрешение конкретных ситуаций затрудняется также тем, что современное церковное законодательство по брачному праву фактически отсутствует. В связи с приходом в Церковь множества неофитов встает вопрос о расширении практики подготовки к таинству брака и о том, из чего она должна состоять. Эти проблемы, а также многие другие вопросы церковно-практического характера были затронуты в докладе священника Николая Емельянова (ПСТГУ).
В заседании семинара приняли участие преподаватели ПСТГУ, представители Синодальной богословской комиссии, МДА, СПбДА, ЦНЦ «Православная энциклопедия», Владимирской, Коломенской, Костромской, Перервинской, Смоленской и Ярославской духовных семинарий, московского духовенства и священников Тульской епархии. Дискуссии, сопровождавшие каждый доклад, показали, что тема требует дальнейшего обоснованного обсуждения. В ходе дискуссии были высказаны пожелания о развитии исследований таинства Брака, в частности — доработке канонического права о браке указаниями о применении канонов в современных условиях. Формирование церковной политики по поддержанию семьи и брака в целом было признано крайне актуальной проблемой церковной жизни.
Научно-практический семинар «Православное учение о таинстве Барка: богословские, литургические, канонические и церковно-практические аспекты» был организован богословским факультетом Свято-Тихоновского университета в рамках подготовки к V Международной общецерковной конференции «Православное учение о церковных таинствах», которая пройдет 13—16 ноября 2007 года.
Пресс-служба Свято-Тихоновского университета

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 3(376) февраль 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика